Главная » Статьи » Дети |
"Творцами грядущего" называл Борис Павлович Никитин малышей. А сам стал первооткрывателем русской домашней педагогики. Он сотворил уникальную систему обучения и воспитания и тем проложил верный путь родителям, преподавателям и воспитателям на многие годы вперед. Опыт Никитина критиковали, ставили под колебание и осуждали. Его смелой семье пришлось слушать неизменные упреки и предостережения, вопреки которым все семь деток выросли бодрствующими, крепкими, закаленными, благожелательными и воспитанными людьми, неплохими учениками и достойными работниками с завидным умом. С течением времени неприемлемые тогда идеи Никитина как-то неприметно перешли в норму и, непременно, будут еще длительно употребляться преподавателями, родителями и медиками. То, что принималось когда-то в штыки, на данный момент звучит верно и не подвергается особенным сомнениям, является принятым и знакомым. Прикладывание к груди малыша сходу после рождения, свободный режим кормления, ношение малыша на руках, допуск малыша к ползанию по всей квартире, закаливание и физическая культура, длительные воздушные ванны — опыты, проведенные в семье Никитиных. Преждевременное обучение, совместные домашние дела, детская самостоятельность... Что все-таки еще можно почерпнуть из опыта многодетной семьи Никитина, о чем поспорить и что принять? Помогая ребенку "делать зарядку" до рождения, Никитин продолжает занятия и после возникновения малыша на свет. Он выступает против лежания малыша "полешком" и призывает заниматься с ним гимнастикой с первых же дней жизни. К примеру, процесс взятия малыша на руки из кровати Никитин преобразовал в реальный цирковой номер. Казалось, что кроха только придерживает за руку отца и, присев, выпрыгивает из кровати. И так во всем: энергичное общение с новорожденным, тренировка "опорного" и "хватательного" рефлексов, обучение падению только начавшего ходить малыша. Застенчивому крохе, опасающемуся сделать 1-ые шаги и оторваться от дивана, Никитин давал в ручку листок бумаги. И это была реальная поддержка для малыша, он шел сам! Движение числилось в этой семье основой жизни. Борис Павлович установил в комнате деток целый спорткомплекс. Малыши сами определяли нагрузку, занимаясь на нем только по желанию, поднимаясь на высоту, доступную им. "Только ребенок, — пишет Никитин, — может так тонко найти границы, полезные для организма". Необходимо вынудить работать скелетно-мышечную систему: если она будет довольно развита, то у малыша будет здоровое сердечко, не плохое пищеварение. Дыхательная, кровеносная и все другие системы организма будут работать отлично. Создавая детям условия для различных движений, позволяя им двигаться, сколь они захочут, мы развиваем мускулы, укрепляем внутренние органы, способствуем интеллектуальному развитию. Никитин призывает закаливать деток, надевать на их легкую одежку, выносить на солнце с первых месяцев жизни, разрешать ходить с босыми ногами и управляться при всем этом только самочувствием малыша. Адаптивное поведение, способность новорожденного адаптироваться к окружающей среде имеет очень высочайший показатель. Новорожденный "спроектирован" природой с неплохим припасом прочности не для комфорта городских квартир, а для грозных критерий существования на земле, с жарой и морозами, перепадами температур, дождиком и ветром. Вправду, чтоб человек, к примеру, не погиб от кровотечения, в его крови в 500 раз больше тромбона (вещества, вызывающего свертывание), чем нужно для свертывания крови. Но принципиально не упустить драгоценное время. Если малыш рождается в жаре, врубаются терморегуляторы, все средства, спасающие организм от перегревания, а если в холоде, то от переохлаждения врубается иммунная система. В бездействии же, при рождении в теплой комнате, стерильных пеленках, купании в воде температурой 37 градусов, неограниченное количество приспособительных и защитных систем организма оказываются ненадобными и равномерно атрофируются. Тогда неважно какая погрешность в режиме и питании, легкое переохлаждение может представлять для малыша реальную опасность. Главные принципы семьи Никитиных Прививка против травматизма Вопрос безопасности деток: всегда тревожит их рачительных родителей и бабушек. Огромное количество запретов сваливается на голову малышу: "Спички не брать!", "Острые палки, ножницы, гвозди дать маме!" Ну и предки ощущают неизменное напряжение и ответственность за собственных деток. "Не оставляйте малышей без присмотра", "водите за ручку" как можно подольше и хлопочите о ребенке, тем сняв с него заботу о своей безопасности. Никитин считает таковой путь борьбы с травматизмом непроизводительным и сиюминутным, не учитывающим последствий, к которым ведет. Он утверждает, что конкретно огораживание деток и содействует росту травматизма. Другое дело, если малышу показать опасности, с которыми он может столкнуться, научить общаться с опасными предметами, помочь ему быть сильным, ловким и сообразительным и показать меру возможностей малыша. У народов Индии есть поговорка: "Умные родители иногда позволяют своим детям обжигать пальцы". Этот принцип и руководит Никитиным в вопросах детской безопасности. Он предлагает сделать детям "прививки" — допустить их к тем предметам, которые притягивают их словно магнит, и дать почувствовать на собственном опыте, что, например, к огню лучше не подходить — горячо, можно обжечься. Никитин советует даже расставить "ловушки": на край стола поставить чашку с холодной водой (чтобы кроха не тянул впредь посуду со стола), помогать упасть стулу в нужный момент, а иголочке слегка уколоть пальчик. "Пусть маленькая неприятность предупредит большую беду". И в этот момент, при первой встрече с опасностью мы будем рядом. Однако есть масса ситуаций (открытые окна, транспорт), в каких опыт "малых доз" невозможен. И тут Борис Павлович нашел выход, достойный внимания: просто испугаться взрослому. Ребенок почувствует опасность и свяжет ее с данными обстоятельствами. Многие же родители, наоборот, на оживленных перекрестках города бегут с детьми между машинами (крепко держа их за руку в целях безопасности). В процессе исследования мирового опыта в области педагогики Никитин сделал вывод, что, так же как люди научились когда-то делать алмазы, они могут научиться делать таланты. Он назвал первое условие успешного развития — раннее начало. "Лишая ребенка… своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, — писал Никитин, — мы тем обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат". Интеллектуальными способностями детей супруги Никитины занимались, что называется с пеленок. И вся обстановка в квартире говорила о том, что здесь дети не только лишь растут, да и активно развиваются. Карта мира, глобус, термометр и часы для детей, таблица Менделеева, счеты, столярная мастерская, измерительные приборы, музыкальные инструменты дополнялись уникальными играми, придуманными Борисом Павловичем: "Уникуб", "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Кирпичики" и др. Игры простые, имеющие различные степени сложности и массу вариантов заданий, названные "ступенями творчества" сегодня можно купить без особых проблем. "Это игры необычные, — пишет Никитин, — они родились в разговоре с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже на втором году жизни, как малыш начинает различать форму и цвета, и в них же с удовольствием играют подростки и даже взрослые". В семье Никитина было принято внимательно относиться к детским потребностям и проблемам. Родители должны жить жизнью детей, сопереживать и вникать в их нужды, а не пользоваться дежурными фразами и отработанными заготовками типа "Сколько раз тебе говорить!"; "Перестань немедленно". Для ребенка существует большая разница между фразой, например, в случае потерянного циркуля: "Опять на место не положила!" и монологом-игрой: "Иду я по комнате, вдруг слышу: кто-кто плачет, да так горько-горько. Смотрю — вот он, маленький, жалуется на какую-то девочку и про готовальню что-то пищит... Я идти хочу, а он за ноги цепляется — я чуть ли не споткнулся! — и говорит: "Возьми меня с собой, пожа-а-луйста, я домой хочу, к маме-готовальне, ей без меня плохо".
Решил в своей семье Никитин и вопрос, как накормить ребенка. Нет, он не стал красиво сервировать стол, уговаривать малыша, развлекать его и проводить беседы о пользе продуктов. Причиной желания есть является сначала голод! Если ребенок не хочет есть, пусть ждет до следующего приема пищи. Исключение можно сделать только для малышей. Дети Никитина никогда не страдали плохим аппетитом. Никитин смог решить массу задач: как найти время для занятий с детьми, когда следует наказывать и как хвалить, где найти середину между чрезмерным вниманием к ребенку и заброшенностью. Его книги издаются в почти всех странах, японцы сделали систему Никитина одной из программ в детском саду. В Германии есть Институт Никитина... В нашей стране пользуются этой системой лишь 5-7% родителей. Но идеи Никитина заслуживают более внимательного к себе отношения.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 271 | | |
Всего комментариев: 0 | |