Остановимся раздельно на Правилах торговли спиртными напитками № 854 от 30 июля 1996 года, утвержденными Постановлением Кабинета Министров.
Эти Правила распространяются на все субъекты хозяйствования на местности Украины, независимо от форм принадлежности, которые зарегистрированы в установленном порядке и имеют особое разрешение (лицензию) на право розничной торговли спиртными напитками, приобретенное в согласовании с требованиями законодательства.
Субъект хозяйствования должен обеспечить соответствующее состояние помещений для розничной торговли напитками в согласовании с санитарно-техническими, санитарно-гигиеническими, технологическими, противопожарными и другими нормами.
Субъект (не считая компаний публичного питания) обязан иметь закрытое помещение торговой площадью более 20 кв. м., оборудованное подходящим торгово-технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и пр.), охранной и противопожарной сигнализацией, а в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить условия для использования электрических контрольно-кассовых аппаратов, сохранения вещественных ценностей.
Спиртные напитки, которые поступают в торговую сеть, должны сопровождаться предусмотренными законодательством документами:
сертификатом соответствия либо свидетельством о признании зарубежного сертификата;
удостоверением свойства;
налоговыми затратными.
Субъект хозяйствования должен обеспечить согласно ст. ст. 18 и 19 Закона Украины “О защите прав потребителей” предоставление потребителям нужной доступной и достоверной инфы о товарах, также по их требованию – дополнительную информацию о наличии сертификата соответствия, документов, подтверждающих качество и стоимость продукта.
Субъекту хозяйствования, который производит розничную торговлю, воспрещается принимать для реализации и хранения напитки от физических лиц, не считая тех, которые зарегистрированы как предприниматели и имеют лицензию на воплощение оптовой торговли спиртными напитками.
Розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым воспрещается.
Продажа напитков гражданам, не достигшим 18-летнего возраста, воспрещается.
В случае появления сомнения в возрасте покупателя продажа осуществляется по предъявлению документа, который удостоверяет его возраст.
Не имеют права продавать напитки и работники субъекта хозяйствования, которым не исполнилось 18 лет.
Хранение и реализация напитков разрешается только при наличии марки акцизного сбора установленного эталона на бутылке либо на другой таре в согласовании с законодательством.
Бутылки (либо другая тара) с напитками обязаны иметь этикетки либо четкую маркировку, где указываются
наименование предприятия-производителя,
его адресок,
товарный символ,
заглавие напитка,
его крепость,
вместительность в литрах,
содержание сахара в процентах (кроме сухих вин, шампанского, игристого вина и коньяка),
год урожая (для выдержанных вин),
дата разлива,
срок годности,
номер эталона либо технических критерий.
Бутылки с шампанским и игристым вином должны быть обернуты фольгой и кольереткой.
На шее бутылки с марочным вином и коньяком на этикетке обозначается срок выдержки напитка, а с коллекционным вином – дополнительная надпись – “Коллекционное”.
Этикетки на спиртных напитках, которые реализуются в предприятиях публичного питания, должны быть маркированы штампом (печатью) этого предприятия.
Не разрешается продажа напитков в бутылках (другой таре) без этикеток либо точной маркировки, с очевидными признаками боя (трещинкы, сколы шеи и пр.), в не герметически закупоренных бутылках, с наличием сторонних и взвешенных частиц либо мутности, осадка (не считая коллекционных и марочных вин), с превышением срока пригодности.
Субъект хозяйствования должен обеспечить информирование потребителей о розничных ценах на спиртные напитки при помощи ярлыков цен (ценников) на образцах напитков, которые есть в продаже.
На ценнике четко обозначается
название напитка,
вместительность,
цена за единицу товара,
на обратной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного за обозначение цены и дата.
Продажа напитков на разлив для употребления на месте осуществляется в предприятиях общественного питания и в специализированных отделах предприятий (которые имеют статус предприятия общественного питания) с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. В этих предприятиях продажа на вынос запрещена.
Запрещается повторное использование одноразовой посуды.
Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров и т. д.) производят до мерной черты соответствующего объема. При всем этом емкости должны располагаться на горизонтальной поверхности. Мерой вместительности должна быть посуда, которая имеет шкалу или цифровые указатели емкости и тавро государственной проверки.
Предприятия общественного питания обязаны иметь прейскуранты цен на алкогольные напитки, где указываются
название напитка,
цена за 50 и 100 миллилитров,
прейскуранты на напитки подписывает руководитель и бухгалтер субъекта хозяйственной деятельности, скрепляют печатью. Они должны быть доступны для ознакомления потребителей.
Во время продажи напитков расчет с потребителями, в том числе и на предприятиях общественного питания, проводятся через соответствующим образом зарегистрированные электронные контрольно-кассовые аппараты с обязательной выдачей чека.
В случае выявления недостатков, фальсификации спиртных напитков, продажи их ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать от субъекта хозяйствования:
замены на аналогичный товар надлежащего качества;
замены на товар другого вида, марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
возврата денег;
возмещение причиненных ему убытков и ущерба в порядке, предусмотренном законодательством.
Алкогольные напитки надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
Контроль соблюдения этих правил осуществляют должностные лица органов исполнительной власти в пределах их компетенции и в установленном порядке.