Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
В базе космологии Каббалы лежит многоплановая действительность, каждый план либо уровень которой представляет собой целый законченный мир. Эти планы размещаются иерархически — высшая часть каждого из их соответствует низшему нюансу плана, находящегося выше. Высшей сферой является сфера Метатрона, головного архангела, который учит людей. Каждый уровень соответствует определенному состоянию сознания, так что большая часть людей существует на низших уровнях: минеральном, растительном и животном. Исходя из убеждений каббалистов, обыденный человек несовершенен и ограничен, соответствуя этим низшим планам. Он живет примитивной механической жизнью, заключенной в рамки ритмов его тела, обычных реакций и восприятий; он слепо стремится к наслаждениям и избегает боли. Хотя он и может испытывать короткие проблески высших способностей, у него не появляется желания увеличивать уровень собственного сознания. Каббала стремится пробудить в ученике рвение преодолеть свою ограниченность и дать ему методику вхождения в гармонию с высшим сознанием, где он не станет быть рабом собственного тела и стереотипов мышления. Для того чтоб стать поистине свободным, ученик должен сначала расстаться с иллюзиями, касающимися его обычных актуальных ориентиров, а потом уже он делает предпосылки для вхождения в высшее сознание, внутренний рай. Так трактуется и аллегоричное значение раб-- ства евреев в Египте: рабство ограниченного Эго, очищение тяжеленной работой и следующее вступление в «страну молочных рек с кисельными берегами». В стремлении к совершенству каббалист должен пристально следить за работой «есуда», собственного обыденного мозга, чтоб ясно узреть свои беспомощности и понять безотчетные мысли и силы, формирующие его поступки. С этой целью он стремится достигнуть уровня понимания, именуемого «тиферет», состояния «ясности свидетеля» либо «наблюдающего есуда». Из такового состояния возвышенного самосознания появляется явление, которое время от времени именуют «ангелом-хранителем», провождающим человека на актуальном пути. «Тиферет» находится вне сферы деятельности обыденного разума, занятого ежедневными делами. Это действительность духа, мост меж человеком и Божественным, врата в рай. Это — душа. Таким макаром, в обыкновенном состоянии «есуда» руководящая роль принадлежит Эго, а когда преобладает «тиферет», появляется высшее состояние, в каком человек взирает вроде бы сверху на себя самого. Обычно, такое состояние сознания только изредка доступно человеку в его обычной жизни. Каббалист же стремится достичь постоянного пребывания в этом состоянии и подняться к еще больше высоким уровням. Специфика приемов достижения подобных состояний сознания различна зависимо от специфики той или иной школы, но в основе ее всегда лежат одни и те же принципы. Обычно учеником руководит «Маггид», учитель, который умело и вдумчиво использует жизненный опыт, накопленный учеником, как материал для обучения. Существует множество систем, ставящих своей целью самопознание. Такова, например, достаточно запутанная нумерология, в какой буквы и слова древнееврейского языка переводятся в числовой код с мистической его интерпретацией. Одной из наиболее известных каббалистических систем является «Дерево Жизни», карта иерархий и свойств многих планов, которые взаимодействуют в внешнем мире и внутри самого человека. Дерево служит системой, посредством которой ученик рассматривает свою собственную натуру, и ключом, позволяющим открыть скрытые измерения, которые управляют его жизнью. Но одно лишь интеллектуальное понимание «Дерева Жизни» возможно окажется «есу-дическим». Не имеет особого значения, насколько уверенно искатель ориентируется в сложных лабиринтах дерева — его занятия будут напрасными, если он пренебрегает своим духовным развитием. Необходимой предпосылкой является тренировка воли, способность к неослабному вниманию. Для этого каббалист приступает к медитации. Один из основных постулатов каббалистов заключается в следующей фразе: «Там, где есть внимание, есть и сила». Инструкции для медитации составляют тайную часть учения каббалистов и, кроме общих правил, нигде не опубликованы. Каждый ученик получает их из уст самого «маггида». В Каббале медитация является лишь вспомогательным звеном обычных молитв благочестивого иудея. Медитативная концентрация позволяет каббалисту проникнуть в суть избранной темы, в какое-то слово из молитвы или в аспект «Дерева Жизни», также овладеть своими мыслями настолько, чтобы сконцентрировать их в определенном направлении. Эта концентрация называется «кавванах», или «прилипание к мысли» о данном объекте. В процессе этого процесса медитирующий концентрируется на каждом слове обычной молитвы до того момента, когда ум превзойдет обычное значение слов, тем используя их как средство доставки к высшим состояниям. Азраэл из Героны, средневековый каббалист, так описывает процесс «кавванах»: «Мысль растет и восходит к своему источнику, так что когда она достигает его, то заканчивается и не может идти дальше». В результате такого состояния слова молящегося трансформируются, и отсутствие мыслей порождает приток Божественного. Согласно каббалистическим источникам, проникновение во внутренний рай возможно окажется опасным для тех, кто не подготовил себя в достаточной степени к этому путем самоочищения. В Талмуде есть поучительная история о четырех раввинах, которые попали в рай: какой-то из них сошел с ума, другой умер, третий утратил веру, и лишь четвертый, равви Акиба, благополучно вернулся к обычной жизни. В сочинении Абрама Абдулафы описывается, помимо детально разработанной каббалистической медитации, путь безопасного приближения к внутреннему раю. При такой медитации различные буквы древнееврейского алфавита сочетаются с сосредоточением на святых именах Божьих. Этот метод отличается от молитвы — ученик предается ему в уединении, в определенные часы и под руководством своего «маггида», а не в синагоге. Повторяя имя, он направляет свое внимание вверх, от «есуда», обычного ограниченного ума, к «тиферет», сознанию за пределами Эго. Так он отвлекает свои мысли от всех форм этого мира, концентрируясь на имени Божьем. Если его усилиям будет действительно сопутствовать милость Божья, то его «Я» может внезапно возвыситься и над состоянием «тиферет» — к тому экстатическому состоянию, которое называется «даат» — «знание». При всем этом чувство отстраненности от Бога полностью исчезает, и ученика переполняет неописуемое счастье. Выходя из этого состояния, он опять осознает внутреннее повторение имени, которое на мгновение превзошел в том, что можно было бы сравнить с индийским понятием Дхианы, полного растворения. Итогом каббалистического пути является «девекут», соединение души искателя с Богом. Когда сознание каббалис-та утверждается на этом уровне, он перестает быть обыкновенным человеком и становится сверхчеловеком, «цадиком» или святым, порвавшим оковы индивидуального Эго. Человека, достигшего этой ступени, характеризуют такие качества, как невозмутимость, безразличие к похвалам и порицаниям, чувство единения с Богом и дар пророчества. Воля его настолько сливается с Божественной, что своими деяниями человек в гораздо большей мере служит Богу, чем своему ограниченному «Я». Ему больше нет необходимости изучать Тору (священное писание иудаизма), потому что он стал единым с нею. Один из классических комментариев определяет «девекут» как состояние, в каком «вы постоянно помните о Боге и Его любви, и до такой степени неразрывно связаны с Ним мысленно... что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом. И то, что душам тех, кто достиг такой ступени, бессмертие даруется еще при этой жизни, действительно может быть правдой, поскольку и они сами являются тем местом, где находит приют Святой Дух».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 175 | | |
Всего комментариев: 0 | |