Главная » Статьи » Дети |
Алчность, как и ревность, принято считать патологическим выражением собственнического инстинкта. Своими корнями она уходит в совсем безопасное и даже нужное для малыша психическое образование – понятие «своего» и «чужого».
Это новое, осознанно появляющееся в определенных ситуациях чувство волнения – показатель формирования у малыша представления о «своем» мире, в который заходит мать и люди, с которыми малыш живет и разговаривает раз в день, и о мире «чужом», неведомом, который простирается за пределами его семьи. Чувство «своего» рождается из чувственно теплого взаимодействия малыша с мамой и обеспечивает ему адекватную реакцию в дальнейшем на дела с людьми. У малыша, который с рождения «кочует» по мамкам-нянькам-яслям (нередко малыши из детских домов), формирование этого принципиального чувства нарушено. У такового малыша нет того наиблежайшего окружения, которое обеспечивало бы ему стабильность существования и бесспорную любовь, для него весь мир – либо «свои», либо «чужие». Отсюда и появляются все следующие задачи малыша во отношениях с людьми: начиная с неоправданного доверия к чужим людям и заканчивая трудностями в брачных отношениях.
К ребенку, не достигшему 3-х летнего возраста, понятие жадности неприменимо. Во-первых, так как это слишком социальное качество, для его появления необходимо жить активной социальной жизнью, а малыш-двухлетка не знает еще этой жизни. Можно, конечно, предположить, что родители, сами страдающие «недугом» жадности, своим примером обучают малыша этому нелицеприятному качеству. Однако опять же, в таком раннем возрасте ребенку и его родителям пока нечего делить с миром, они еще сосуществуют параллельно. Приведу пример: двухлетний ребенок, отбирающий свою игрушку в песочнице, демонстрирует чувство собственности, не подкрепленное еще знанием правил поведения в обществе; четырехлетний ребенок (уже живущий в социуме и знающий его нормы), совершающий тот же поступок, – жадничает.
Жадности дети быстро обучаются в саду, где мало своего, но много общего, и кто быстрее ухватил игрушку, тот и играет с ней. Но эта жадность, все-таки, временно обусловленная и проходящая при условии, что она не получает подкрепления со стороны родителей («нечего разбазаривать свои вещи»; «положишь машинку в свой шкафчик и никому не давай, а то сломают» и т.д.). Жадность, как выраженная черта характера, встречается у детей, чьих родителей можно мягко назвать бережливыми, экономными или прижимистыми. И если родители могут как-то маскировать свои недостатки под нечто более социально приемлемое, то дети, с присущей им непосредственностью, полностью проявляют «нездоровые» семейные черты. В случае если ребенок уже получил обидное прозвище «жадина» и переживает из-за этого, родителям полезно начать решительное наступление на свой собственный характер.
Помимо самой распространенной и, увы, самой тяжелой для исправления причины, описанной чуть повыше, существует еще несколько классических поводов к развитию жадности. Основной из них – неправильное отношение родителей к чувству собственности у ребенка. Они могут или вообще не признавать право малыша на свою собственность или, наоборот, попустительствуют этому праву развиться до неограниченных размеров. Например, в авторитарной семье, где контролируется каждый шаг ребенка, родители могут ограничивать его в естественных проявлениях собственности (ты еще мал, не дорос, не заслужил, чтобы иметь свой собственный велосипед, игру, время и т.д.) или изводить замечаниями, если ребенок испортил (запачкал, порвал) свою вещь. Тогда у малыша вырабатывается понятное чувство страха за свои «выстраданные» игрушки и вещи, что может спровоцировать появление жадности. В семьях, стесненных в материальном плане, также может подавляться право ребенка на что-то свое. Там все общее: ребенок донашивает одежду старших, доигрывает в их игрушки и так во всем. Это уязвляет и часто порождает зависть, а, получив, наконец, что-то только себе, ребенок начинает придавать своей вещи непомерное значение, которого она, в действительности, не имеет. В ближайшее время отмечается другая крайность: жадность все чаще встречается в состоятельных семьях с одним ребенком. Тут родители своим потаканием каждой детской прихоти способствуют тому, что чувство собственности развивается несоответственно возрасту и статусу ребенка, принимая уродливые, гипертрофированные формы в виде полного эгоизма и жадности, ненасытности. У ребенка есть все, а ему мало. Чтобы побороть детскую жадность во всех этих случаях, родителям надо обратить пристальное внимание на самих себя, свои собственные установки. Так как, как справедливо гласит пословица: дети – это зеркало нравственной жизни родителей. А на зеркало пенять нечего, ведь оно отражает лишь наши изъяны! Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 295 | | |
Всего комментариев: 0 | |