Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Карьера и Психология

Семантические признаки цветов

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Цвет аккомпанирует нас всюду каждое мгновение. В природе нет неокрашенных объектов и нет ни 1-го колера цвета, не вызывающего чувственного отклика. С начала культуры человек пробовал завладеть способностью цвета оказывать влияние на его духовное состояние. Данный список возможных семантических признаков (значений) цветов представляет собой попытку разъяснить цвет как психический парадокс методом классификации воззрений разных создателей.

 

Цвет — парадокс таинственный. Он аккомпанирует нас всюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми очами мы не перестаем созидать цвета. Цвет в науке — источник многих парадоксов мышления. В природе нет неокрашенных объектов и нет ни 1-го колера цвета, не вызывающего чувственного отклика. Но данный факт изредка доходит до нашего сознания.Неувязка осложняется тем, что мы живем не только лишь в цветном, да и в предметном мире. И эта «предметность» для нас обычно важнее, чем «цветность». Это проявляется, к примеру, в том, что мы лицезреем не просто цвета, а окрашенные в цвета предметы.

 

Основное место в науках о человеке занимают исследования его отношений с миром предметов и людей. Совместно с тем мир цвета для нас более важен, чем мир предметов, так как сам этот мир доступен восприятию зрением исключительно в форме цветных плоскостей различной яркости. Со всей серьезностью на данный факт более двухсотен годов назад указал Иоганн Вольфганг Гете.

 

Цветовое зрение — один из видовых признаков человека. С начала культуры человек пробовал завладеть способностью цвета оказывать влияние на его духовное состояние. Данная работа и представляет собой попытку разъяснить цвет как психический парадокс.

 

Приведенный ниже список возможных семантических признаков (значений) цветов не следует принимать как исчерпающий либо как правду в последней инстанции. Сначала это — компендиум воззрений разных создателей, не всегда подтверждавших их беспристрастными исследовательскими работами. Цель предлагаемой публикации нам видится приемущественно в предоставлении способности сравнить представления различных исследователей относительно значений цветов.

 

Фамилии в скобках определяют создателей уникальных публикаций.

 

Красноватый

 

• При концентрации на ярко-красном на пациента перебегает воздействие, имеющее стимулирующий эффект на кровь и внутренние органы ( Парацельс).

• Красноватый и его цвета употребляются доктором в случаях остывания и недочета телесного тепла. Красноватая часть диапазона имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красноватый очень силен, лучше употреблять легкие розовые цвета — в случае меланхолии. Провоцирует активность мужских половых желез ( J. Hessey).

• Красноватый цвет — это согревающий элемент солнечного света с в особенности активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервишки ( D. Babbit).

• Очень увеличивает тонус мышечных сокращений ( Fere).

• Облучение красноватым светом провоцирует рост животных и растений, увеличивает секрецию молочных желез у свиней, увеличивает давление крови у зайчиков, ускоряет развитие крыс и слепых утят, несколько ускоряет заживление ран, увеличивает мышечное напряжение; затрудняет удержание равновесия ( М. Natumo, S, Mizutani, F. Ellinger, Гольдштейн).

• Инфракрасные лучи попадают в ткани человека до 50—60 мм. Красноватый рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Увеличивает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Варианты красноватого предпочитаются экстравертами, потому его можно использовать для исцеления меланхолии: он содействует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на наружное ( F. Birren).

• Наращивает возбуждение автономной нервной системы и коры мозга, содействует увеличению волнения и враждебности (R. M. Gerard; К. W. Jacobs и J. F. Suess).

• Ассоциируется с активным, экзальтированным настроением ( А. Н. Лутошкин).

• Ассоциируется с комедией, силой, энергией ( R. Ross, W. Wellman).

• Общее воспоминание: блестящий, насыщенный, непрозрачный (плотный), незапятнанный; интеллектуальные ассоциации: жар, огнь, кровь; беспристрастное воспоминание: страстный, возбуждающий, активный; личное воспоминание: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость ( F. Birren).

• Чувствительность к красно-оранжевой части диапазона понижается при проигрывании восходящей последовательности тонов, и напротив. Ассоциируется с резвой музыкой ( С. В. Кравков).

• Розовый, в отличие от красноватого, оказывает успокаивающее воздействие ( L. Weller, R. Livingston).

• Красноватый увеличивает беспокойство, потому обеспечивает красивые условия для творчества. Он вдохновляет к активности и предпочтителен для действий, вызываемых чувствами; он неплох для чувственного фона, из которого появляются идеи и деяния (но не для их вынашивания и обдумывания) ( F. Birren).

• Свойственны значения активности, экстраверсии, возбуждения, активации чувственного состояния ( F. M. Adams, Ch. E. Osgood; В. Wright, L. Rainwater; G. G. Nelson, M. T. Pelech, S. F. Foster; Л. Сивик; О. В. Сафуанова).

• Яркость, громкость и стимуляцию восприятия в целом следует сравнивать с более активным воздействием красноватого и всей теплой части диапазона в целом (F. Birren).

• Красноватые цвета не связаны со знаком чувств, они вызывают сильную активацию чувственного состояния независимо от того, позитивно оно либо плохо (Ч. А. Измайлов, Н. Н. Boлкoв; В. Wright, L. Rainwater).

• Порог чувствительности к красноватому понижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злости. Увеличивается при печали, тоске, печалься, тревожности, настороженности, ужасе (Э.Т.Дорофеева; П. В. Яньшин).

• Красноватый в большинстве случаев соотносится со жгучим и сладким вкусами и розовым и цитрусовым запахами (П. В. Яньшин).

• Красноватый символизируется квадратом либо кубом (F. Birren).

• Квадрат соответствует красноватому, цвету материи. Тяжесть и непрозрачность красноватого согласуются со статичной и земной формой квадрата (J. Itten).

• «Красный повлияет внутренне, ...при всей энергии и интенсивности обнаруживает определенную нотку планомерности необычной силы; в этом кипении и пылании... внутри себя и сильно мало в стороны сказывается вроде бы мужественная зрелость. Движение в себе» (В. Кандинский).

• «Красный обладает волевыми качествами; нечто внутренне активное, что само из себя делает собственный нрав. Красноватый цвет, умеренно заполняющий место, есть сияние жизни. «При этом обозначении необходимо прогнать из представления все, что в красноватом могло бы создавать воспоминание желтоватого либо голубого. Кто знает призматическое появление пурпура, не отыщет феноминальным наше утверждение, что этот цвет, частью животрепещуще, частью потенциально, содержит внутри себя все другие цвета. Действие этого цвета так же единственно, как и его природа. Он дает воспоминание как серьезности и плюсы, так и красоты и фации. 1-ое он производит в собственном черном сгущении, 2-ое — в светлом разряжении (И.В. Гете).

Оранжевый

• При переходе с ауры доктора на ауру пациента производит вдохновляющий эффект (Парацельс).

• При освещении оказывает стимулирующий эффект на нервную систему (D. Babbit).

• Рассматривается как стимулирующий и только некординально поднимающий давление. Имеет оживляющее воздействие на эмоции. Оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, позже красный и желто-оранжевый (J. Hessey).

• Практически в той же степени, что и красноватый, наращивает силу мышечных сокращений (Fere).

• Общее воспоминание: броский, светоносный, горящий; интеллектуальные ассоциации: теплый, железный, осенний; конкретные ассоциации: радостный, приятный, энергичный; личные ассоциации: радостный, лишний, сытый (F. Birren).

• Оранжевый не предпочитается в целом в собственной незапятанной форме, но приятен в разбавлении (персиковый, семговый) и колерах (карий). Он наименее примитивен, чем красноватый. Он аппетитен (F. Birren).

• Красно-оранжевый увеличивает личное чувство температуры среды на 5—7° по Фаренгейту (по сопоставлению с голубым,), провоцирует кровообращение. Ассоциации: теплый, солнечный, непрозрачный, стимулирующий, густой, земной, тяжкий, сухой (J. Itten).

• Ассоциируется с радостью, теплом (А. Н. Лутошкин).

• Красно-оранжевый (люшеровский) ассоциируется с активным переживанием гнева (31%) и радости (29%), соотносится с активностью и экстраверсией (А. Эткинд).

• Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами людского нрава, как отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбие, уверенность, общительность, раздражительность, сила, притягательность, деятельность (А. М. Эткинд), а когда приписывается нраву другого человека, выражает положительное отношение (П. В. Яньшин).

• Предпочтение красно-оранжевого (люшеровского) смешивается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, увеличением энергетического потенциала, со понижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высочайшим темпом моторики и счета. Почаще соотносится с кисло-сладким вкусом и цитрусовым запахом (П. В. Яньшин).

• Символизирует возбудимость, актуальную динамику, уровень активности (Klar).

• Символизируется формой прямоугольника (F. Birren).

• Символизируется трапецией как производной от квадрата (красноватый) и треугольника (желтоватый) (J. Itten).

• «В оранжевом красноватое приводится к порогу движения лучеиспускания, растекания в окружности» (В. Кандинский).

• «Красно-желтый дает фактически глазу чувство теплоты и радости, как представитель цвета более сильного жара (чем желтоватый), также более мягенького блеска заходящего солнца. Как чисто желтоватый цвет просто перебегает в красно-желтый, так последний увеличивается не задерживаясь в желто-красный. Приятное чувство ясности, проваждающее красно-желтый цвет, приобретает нестерпимо мощнейший нрав, когда цвет увеличивается до броского желто-красного. Активная сторона добивается тут собственной высшей энергии» (И. В. Гете).

Желтоватый

• Желтоватый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс).

• Это «центральный принцип нервной стимуляции», он употребляется как слабительное, рвотное и очистительное средство (D. Babbit).

• Это психологический катализатор, но вводит пациента в сомноленцию. Может быть применен в случае туберкулеза (J. Hessey).

• Ассоциируется с комедией, теплотой и наслаждением (R. Ross, W. Wellman) (F. Birren).

• Общее представление:солнечный, разряженный, лучистый, лучистый; интеллектуальные ассоциации: солнечный свет; конкретные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, актуальный, небесный; личные ассоциации: высочайшая духовность, здоровье (F. Birren).

• Чувство примеси желтого к цветовому чувству и послеобразам цветов появляется с прослушиванием больших звуков (С. В. Кравков).

• О желтоватом говорится как об оказывающем лучший эффект на человечий обмен веществ. Он оценивается также как более «естественный» (F. Birren).

• Ассоциируется со светлым, приятным настроением (А. Н. Лутошкин).

• В 35% случаев соотносился с удивлением и фактически не ассоциировался с грустью и утомлением. Характеризовался как очень активный при низкой моральной оценке ( А. Эткинд), а когда приписывается нраву другого человека, выражает положительное отношение (П. В. Яньшин).

• Оценивается как «активный», но «слабый» (F. M. Adams, Ch. E. Osgood).

• Выбирать желтоватый цвет склонны люди, владеющие чертами «сангвинического темперамента»: экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие определенные цели и не склонные как переоценивать собственные способности, так и лишне беспокоиться на свой счет. В большинстве случаев соотносится с кислым вкусом и цитрусовым запахом ( П. В. Яньшин).

• «Острые углы треугольника производят эффект драчливости и агрессивности. Это символ мысли, и среди цветов ее лишенный веса характер сравним с чистым желтым» ( J. Itten ).

• «Желтое символизирует центробежное движение. Оно лучеиспускает и приобретает движение из центра и осязаемо приближается к зрителю. Если наблюдать его непосредственно, желтое беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнаруживает... скрытую силу, которая... действует нагло и навязчиво на душу. Желтое есть типично земная краска» ( В. Кандинский).

• «Желтое обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Желтое есть сияние духа» ( Р. Штейнер).

• «Это цвет, ближайший к свету. Он возникает благодаря самому незначительному ослаблению последнего, будет ли оно вызвано мутной средой или слабым рассеянием от белых поверхностей. В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, веселостью, нежной прелестью. Опыт вообще показывает, что желтый цвет производит безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение» ( И. В. Гете).

Зеленый

• При концентрации целителя на травяном зеленом на пациента переходит вдохновляющее усиливающее воздействие, так же как на кровь и органы ( Парацельс).

• Освещение зеленым понижает давление крови,оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении ( J. Hessey).

• По данным ассоциаций, наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем ( N. A. Wells) (F. Birren).

• Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина ( F. Birren).

• При совмещении со звуковым раздражителем повышается чувствительность в зеленой части спектра. Чувствительность в сине-зеленой части спектра улучшается при проигрывании повышающейся последовательности тонов и понижается при понижающейся ( С. В. Кравков).

• Порог ощущения зеленого понижается как при эмоциональном состоянии благодушия, легкой эйфории, комфорта, так и тревоге, настороженности, страхе. Повышается при гневливости, раздражении, злобе, чувстве неудобства, душевной неуютности, дискомфорте ( Э.Т. Дорофеева; П. В. Яньшин).

• Из эмоций синеватый зеленый (люшеровский) сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 79% ассоциаций). Характеризовался как доминантный, интровертированный ( А. Эткинд). Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности ( А. Н. Лутошкин).

• Оценивался как холодный ( R. J. Lewinski).

• Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны ( Гольдштейн).

• Желто-зеленый в главном нейтрален с биологической точки зрения. Зеленый и синий, однако, имеют тенденцию снижать мускульное и нервное напряжение. Психологически зеленый означает «уход от стимулов». Он предоставляет идеальную среду для задач седатирования, концентрации и медитации ( F. Birren).

• Ассоциации с сине-зеленой частью спектра: холодный, теневой, прозрачный, успокаивающий, чистый, далекий, легкий, влажный ( J. Itten).

• Люшеровский зеленый оценивается как черствый, самостоятельный, невозмутимый ( А. Эткинд), а при атрибуции характеру другого человека выражает его высокую оценку ( П. В. Яньшин).

• Предпочтение люшеровского зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, а именно повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. И напротив, отвержение зеленого сопровождается появлением так называемой «конверсионной» симптоматики, склонностью к вытеснению и снижением фрустрационной толерантности. В большинстве случаев зеленый соотносится с кисло-соленым вкусом и запахом хвои ( П. В. Яньшин).

• Ассоциируется с формой шестиугольника или икосаэдра ( F. Birren).

• Символизируется сферическим треугольником как производным от круга (синий) и треугольника (желтый) ( J. Itten).

• «Отсутствие движения (находящегося в потенции). Полная неподвижность и покой. Никуда не движется и не имеет призвука ни радости, ни страсти. Зеленый действует только скучанием. Пассивность есть самое характерное свойство абсолютного зеленого... причем это свойство вроде бы надушено... самодовольством» ( В. Кандинский).

• «Зеленый — образ отражения живого в мертвом» ( Р. Штейнер).

• «Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. ...Душа отдыхает на этом смешении, как на простом. Не хочешь идти дальше и не можешь идти дальше» ( И. В. Гете).

Синий

• При концентрации врача на чистом темно-синем на пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект. На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии ( Парацельс).

• При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом ( D. Babbit).

• Ассоциируется с духовностью и мыслью ( R. Ross).

• Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза ( J. Hessey).

• Вызывает окисление в тканях и незначительный дермоцидный эффект. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение. Ультрафиолетовые лучи хорошо поглощаются кожей и проникают на глубину только 0,5—0,6 мм. Результатом поглощения УФ излучения является его мощное воздействие на организм, в том числе химические изменения ( Fere).

• Замедляет рост крыс и слепых утят, снижает лактацию свиней, т. е. действует противоположно красному ( М. Natumo, S. Mizutani, F. Ellinger) ( F. Birren).

• Снижает боль при артрите суставов ( S. F. McDonald).

• Уменьшает аккомодацию ( J. H. Stolper).

• Иногда синий фон может вызвать обратный эффект: повышение нервно-мышечного напряжения и агрессивности ( L. Weller, R. Livingston).

• Общее представление: прозрачный, мокрый; умственные ассоциации: холод, небо, вода, лед; объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость; субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность ( F. Birren).

• Впечатление примеси темно-синего возникает при сочетании со звучанием низких тонов; это проявляется и на послеобразах. Чувствительность к синему повышается при проигрывании возрастающей последовательности тонов ( С. В. Кравков).

• Ассоциируется с медленной музыкой ( F. Birren).

• Синий замедляет рост растений, гормональную активность, заживление ран. Под воздействием синего временные промежутки недооцениваются, предметы кажутся более легкими, размеры — меньше. В голубом (синем) затруднена фокусировка взора. Он действует седативно и рекреативно. В нем взор отдыхает. Кроме того, он наиболее предпочтителен в мире ( F. Birren).

• Сине-зеленый вызывает ощущение снижения температуры среды на 5—7° по сравнению с красным ( J. Itten).

• Чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувстве неудобства и душевного дискомфорта; снижается в состоянии радостного настроения, благодушия, легкой эйфории и комфорта ( Э.Т. Дорофеева; П. В. Яньшин).

• Ассоциируется с грустным, печальным настроением ( А. Н. Лутошкин).

• Люшеровский синий ассоциируется с грустью (25%) и заинтересованностью (25%); синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой ( А. Эткинд), но при приписывании его характеру другого человека он выражает отрицательное отношение. В большинстве случаев связывается с горько-соленым вкусом и запахом нашатыря ( П. В. Яньшин).

• Сине-зеленый связан с интеллектуализированными эмоциями ( Ч. А. Измайлов, Н. Н. Boлкoв).

• Предполагает форму круга или сферы ( F. Birren).

• «Круг производит чувство расслабления или гладкого движения. Это символ духа, движущегося неразлучимо сам с собой, ...из всех цветов соотносим с прозрачно-синим» ( J. Itten).

• «Символ центростремительного движения от зрителя. В нем глаз утопает. Синий есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает признак человеческой печали. Оно делается подобным углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может» ( В. Кандинский).

• «Синий (голубой), сосредоточенный сам внутри себя, ...сохраняющийся сам внутри себя, есть сияние души. Обладает известными ...волевыми качествами. Нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Синий излучается внутрь, сам в себя» ( Р. Штейнер).

• «Про синий можно сказать, что он всегда приносит что-то темное. В качестве цвета он осуществляет энергию; однако он стоит на негативной черте и в своей величайшей чистоте представляет собой вроде бы прелестное ничто. ...Синяя поверхность вроде бы уплывает от вас вдаль, ...тянет нас прямо за собой» ( И. В. Гете).

Пурпурный

• Часто путается с фиолетовым, но отличается от него тем, что не содержится в призматическом спектре и получается аддитивным смешением фиолетового и красного края спектра. Таким макаром, занимает промежуточное место в цветовом круге между красным и фиолетовым. В «Учении о цветах» пурпурным Гете называет идеально уравновешенный красный цвет — «цвет императоров». В русскоязычной популяции зафиксировано четкое различение фиолетового и пурпурного, в то время как североамериканцам свойственно их путать ( Сафуанова, 1993).

• При освещении пурпурный сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего ( J. Hessey).

• Люшеровский малиновый характеризуется эгоизмом и неискренностью ( А. Эткинд), а при атрибуции другому человеку выражает положительное отношение. В большинстве случаев связывается со сладким вкусом и запахом розы ( П. В. Яньшин).

• Пурпурный более или менее нейтрален биологически. Вместе с тем из всех оттенков он кажется наиболее эстетичным ( F. Birren).

• Символизируется эллипсом как производный от круга (синий) и квадрата (красный) ( J. Itten).

• «Персиковый, или «инкарнат», является наиболее естественным цветом человеческой кожи. Это образ-отражение душевного в живом ( Р. Штейнер).

• «Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем красно-желтый, он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство» ( И. В. Гете).

• «Пытается объединить импульсивную победность красного и робкую капитуляцию синего» ( М. Luscher).

Фиолетовый

• Фиолетовый и лавандовый — объекты концентрации при воздействии на нервную систему успокаивающего характера ( Парацельс).

• Общее представление: глубокий, мягкий, атмосферический; умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень; объективные ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический; субъективные ассоциации: одиночество, депрессия ( F. Birren).

• Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом ( D. Babbit).

• Как и синий, нарушает фокусировку глаза ( F. Birren).

• Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением ( О. В. Сафуанова).

• Депрессирующий ( R. J. Lewinski).

• По семантическому дифференциалу имеет низкую оценку и ассоциируется с пассивностью и силой ( J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).

• В большинстве случаев связывается с вяжущим вкусом и запахом нашатыря ( П. В. Яньшин).

• «Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть... охлажденное красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное» ( В. Кандинский).

Коричневый

• По семантическому дифференциалу оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый ( J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).

• В качестве человеческих характеристик люшеровскому коричневому приписываются уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность ( А. М. Эткинд), а при приписывании его характеру другого человека отражает крайне негативное, презрительное, пренебрежительное отношение ( П. В. Яньшин).

• В большинстве случаев ассоциируетсясо «стандартным» и «прозаичным» в противовес «возвышенному» и «необычному» ( О. В. Сафуанова).

• Предпочтение люшеровского коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки и повышением персевераторных тенденций (снижением слитности) на уровне тонкой моторики. Чаше всего соотносится со вкусом горечи, щелочи и запахами кофе, табака и миндаля ( П. В. Яньшин).

• «Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается или, как говорят художники, «замирает». У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность, теряя активность, становится пассивной. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в какой они находятся, неразрешима» ( Klar).

Серый

• Ассоциируется со старым возрастом ( F. Birren).

• По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым ( F. M. Adams, Ch. E. Osgood; J.V.Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).

• Производит наименьшее возбуждающее воздействие ( Л. Сивик).

• Люшеровский серый оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный ( А. М. Эткинд), а при атрибуции другому человеку выражает негативное отношение. В большинстве случаев соотносится с пресным вкусом и запахами полыни и спирта ( П. В. Яньшин).

• «Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее» ( В. Кандинский).

Черный

• Указатель ненависти и злобы ( С. W. Leadbeater).

• Ассоциируется с унынием и мраком ( W. Wellman).

• Общее представление: пространственная темнота; умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть ( F. Birren).

• Ассоциируется с глубокой тоской, упадком ( А. Н. Лутошкин; О. В. Сафуанова).

• По семантическому дифференциалу оценивается как самый сильный, очень плохой и умеренно пассивный ( J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).

• Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости; снижением энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым воздействиям. Атрибуция черного значимому другому символизирует отрицательное отношение с оттенком опасения. В большинстве случаев связывается с горьким и горько-соленым вкусами и запахами перца и горелого ( П. В. Яньшин).

• «Символ абсолютного противодействия без возможности (смерть). Центростремительное движение, как в синем, но в окаменелой форме. Как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное» ( В. Кандинский).

• «Черный — образ-отражение мертвого в духе» ( Р. Штейнер).

Белый

• Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии ( F. Birren).

• Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации:сияние духа, нормальность ( F. Birren).

• По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый ( J. V. Williams, J. К. Morland, W. L. Underwood).

• «Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто вроде бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению» ( В. Кандинский).

• «Белый — это образ-отражение духа в душевном» ( Р. Штейнер).

Инф.psychologov.net



Чем небезопасно полоскание рта 


Дамы становятся счастливыми поближе к 90 годам 


Китайский секрет женской юности 


Физиологическое значение надпочечных желез 


Психика малышей мучается от ссор родителей 


Животные-доктора 


Искусственное оплодотворение»: плюсы и минусы 


Чего страшатся мужчины: 4 фобии 


Размер носа находится в зависимости от объема мышечной ткани 


Секрет прирождённых фаворитов: умение отдыхать 


Вакцинация и вакцинотерапия 


Курение родителей оказывает влияние на нрав малышей 


Разработаны микронасосы для четкого анализа ДНК 


Музыкальные вкусы изменяются всю жизнь 


Кто такая прекрасная дама: мужской взор 


Исцеление миомы матки традиционными... 


Меньше калорий: продолжительнее жизнь 


Специалисты в тревоге: сладкие нормы необходимо пересмотреть 


Как побороть ночное переедание 


Сотворена безупречная сетчатка глаза из стволовых клеток 


Грецкие орешки помогают биться с излишним весом 


У вас слабость: означает не хватает железа 


Денежный кризис разбивает сердца? 


Ученые пробуют расшифровать сновидения человека 


Население Земли толстеет на очах 


Хочешь иметь обычный вес: медлительнее жуй 


Какие необходимы продукты для кремлевской диеты 


Функции печени 


Женское такси 


Секрет стройной фигуры заложен в ДНК 


Диета бодрости для тех, кто на пределе сил 


Диета и спорт: программка для похудения 


Неописуемое открытие - это увлечение усугубляет память 


Мир без виз. Старый Бар и Старый Ульцинь 


Как делать горчичники 


Шриланкийское саффари и европейский комфорт! 


От танцев к делу: реп добавит туристов Южной Корее 


Тунис: правительство исламистов пообещало не закрывать бары для туристов 


Лондон, Дарлингтон и аэропорт Эдинбурга - новые места для отелей Holiday Inn 


В Гоа открылся новый отель Radisson 


Международные гостиничные сети открывают новые отели в Доминикане 


При пятизвездочном отеле открыли медицинское учреждение 


Выбрать отель все чаще помогают социальные сети 


На границе спокойно 


Радьков: Коми стали ассоциировать с туризмом 


Нант /Франция 


Неолимпийские достопримечательности 


Как заработать на внутреннем туризме? 


Пиво на перекрестке культур 


В Канаде упал самолет 


Киргизия и Болгария: война за логотип 


Китайская скважина 


Для взлета самолета надо выгнать "лишних пассажиров" 


Принадлежащий солисту U2 отель в Дублине будет похож на НЛО 


Вакцина за поворотом 


Новые визовые центры Канады открылись в РФ 


На фестивале «Пере-Движение» встретятся турбизнес, музыканты и СМИ 


Туристам не нравятся "шумные отели" 


Субьяко /Италия 


В центре Лондона туристов будут размещать дешево и компактно 


Живее всех живых 


Рынок MICE ждет укрупнение и рост профессионализма 


Смешные туристические истории из Египет (egypt) 


Оливеру Твисту нужна помощь 


ОАЭ после 26-летнего перерыва вступают в UNWTO 


Из «России» выйдут четыре отеля 


Шриланкийское саффари и европейский комфорт! 


От танцев к делу: реп добавит туристов Южной Корее 


Тунис: правительство исламистов пообещало не закрывать бары для туристов 


Лондон, Дарлингтон и аэропорт Эдинбурга - новые места для отелей Holiday Inn 


В Гоа открылся новый отель Radisson 


Международные гостиничные сети открывают новые отели в Доминикане 


При пятизвездочном отеле открыли медицинское учреждение 


Выбрать отель все чаще помогают социальные сети 


На границе спокойно 


Радьков: Коми стали ассоциировать с туризмом 


Нант /Франция 


Неолимпийские достопримечательности 


Как заработать на внутреннем туризме? 


Пиво на перекрестке культур 


В Канаде упал самолет 


Киргизия и Болгария: война за логотип 


Китайская скважина 


Для взлета самолета надо выгнать "лишних пассажиров" 


Принадлежащий солисту U2 отель в Дублине будет похож на НЛО 


Вакцина за поворотом 


Новые визовые центры Канады открылись в РФ 


На фестивале «Пере-Движение» встретятся турбизнес, музыканты и СМИ 


Туристам не нравятся "шумные отели" 


Субьяко /Италия 


В центре Лондона туристов будут размещать дешево и компактно 


Живее всех живых 


Рынок MICE ждет укрупнение и рост профессионализма 


Смешные туристические истории из Египет (egypt) 


Оливеру Твисту нужна помощь 


ОАЭ после 26-летнего перерыва вступают в UNWTO 


Из «России» выйдут четыре отеля 


Номера в отелях Дублина подорожали из-за концертов U2 


Развитие региона, Удивительная Хамбантота 
Категория: Карьера и Психология | Добавил: kolobok4006 (16.03.2014) Просмотров: 266 | Теги: цвет, семантический, Признак, объективные ассоциации, умственные ассоциации, субъективные ассоциации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]