Зигмунд Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему в протяжении всей жизни. Фрейд считал, что половое желание, либо либидо (подсознательное рвение к чувственному удовольствию), является главный силой, мотивирующей поведение. Утверждая, что либидо существует с детского возраста, Фрейд был, но, далек от мысли об идентичности сексапильности в младенчестве и детстве и сексапильности взрослых людей. Напротив, он считал, что ранешние, не направленные на определенный объект сексапильные чувства претерпевают в процессе развития ряд предсказуемых конфигураций, которые нужны для формирования личности взрослого человека и его поведения. Он подразделил этот процесс на 5 стадий.
В 1-ый год жизни, нареченный оральной стадией, основным центром концентрации сексапильной энергии и чувственного ублажения служит рот. Малыши не только лишь получают видимое наслаждение от процесса сосания, но употребляют рот в качестве инструмента исследовательских работ, помещая в него предметы (любые предметы), чтоб осознать, что они из себя представляют.
Заднепроходная стадия занимает период от 1 до 3 лет. В это время сферой чувственного наслаждения становится заднепроходная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок в первый раз получает возможность почувствовать известную независимость от родительской опеки. Преднамеренно задерживая движения кишечного тракта либо, напротив, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое наслаждение, но равномерно приучается следовать принятым правилам гигиены.
В протяжении фаллической стадии в возрасте от 3-х до 5 лет эротический энтузиазм переключается на внешние половые органы. На этой стадии Фрейд выделил два различных пути развития: для мальчишек и для девченок. При получении эротического удовольствия во время мастурбации у мальчугана возникают фантазии полового сближения с мамой (что полностью естественно, так как он уже любит мама, так же как она его).
Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса (по имени героя древнегреческой катастрофы, который по неведению убил отца и женился на своей мамы). Мальчишка ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: он считает, что пенис будет "наказан" как источник удовольствия и вины, он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.
Проблема решается достижением продуктивного компромисса. Мальчик отказывается от сексуальных желаний в отношении матери и враждебного отношения к отцу, взамен идентифицируя себя с последним. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления.
У женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры, названный так по имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе, содействовавшей убийству собственной матери. Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. Он основан на том, что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у девочки желания быть с отцом и избавиться от матери, которую она считает виновницей вставшей перед ней дилеммы. По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно, как случаи эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже "потеряла свой пенис". Фрейд считал, что это менее успешное разрешение конфликта в детском возраст является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется в протяжении всей жизни.
После исчезновения эдипова комплекса или комплекса Электры (обычно к шести годам) начинается латентная стадия, в протяжении которой сексуальные позывы, по-видимому, теряют свою актуальность. У ребенка пробуждаются иные интересы, появляются интеллектуальные и социальные цели. Эта стадия завершается к пубертатному периоду, когда внутренние биологические силы обусловливают наступление генитальной стадии.
Подростки постепенно привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных отношениях в целом и половых контактах а именно. Стадия завершается формированием сексуальности, свойственной взрослым людям. Краткий очерк фрейдовской теории полового развития не отражает всего ее богатства и сложности постулатов. Достаточно сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной сексологии. Однако в контексте данной публикации уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории.
Сначала, следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. А именно, высказано предположение, что анальная стадия по сути обусловлена не столько стремлением к получению эротического удовлетворения, сколько выработанными в процессе развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника. Точно так же, культурно-антропологические исследования показали, что эдипов комплекс не является универсальным явлением, а латентная фаза служит сначала отражением жизни в обществе, накладывающем ограничения на проявления сексуальности, а не определяется исключительно действием внутренних психических сил. Кроме того, многие критики считают, что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности. Наконец, сам Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных.