Формула «Мальчик – отец мужчины» означает, что черты взрослого мужчины производны от параметров мальчугана. Настолько же меркантильные, сколь и доверчивые, отцы (и примкнувшие к ним мамы) отечества представляют, что парадом социализации мальчишек командуют они, необходимо только погромче хором произносить «правильные» заклинания – даром что на их неэффективность во все времена дружно сетовали наши (и не наши) славные (и не очень) праотцы. Но мальчишки (и девченки) всегда переигрывают собственных наставников.
В базе процесса социализации лежит власть, которой у мальчугана по определению нет. Он выстраивает свою маскулинность по данным ему, нередко очень жестким, образчикам. Все же, используя зазоры и расхождения в системе социализации, мальчишка заносит - не может не заносить! - в эти нормативы свои поправки. От того, какими они будут, почти во всем зависит не только лишь его собственное будущее, да и будущее его воспитателей. Как необходимо воспитывать малышей, точно знают доктора педагогики, хотя некие ее классики, вроде Януша Корчака, в этом колеблются. Социологи, исходя из состояния мира, в каком современным мальчишкам предстоит жить, лучше знают, как их воспитывать не следует.
Потому я осмеливаюсь предложить родителям несколько вредных советов.
Как не нужно воспитывать мальчишек?
1. Не делайте из мальчугана «настоящего мужчину». Все истинные мужчины различные, единственные поддельные мужчины – те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же не много похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчугану избрать тот вариант маскулинности, который ему поближе и в каком он окажется успешнее, чтоб он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, в большинстве случаев только воображаемых, способностях.
2. Не воспитывайте из него вояки и заступника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Наша родина, решаются не на полях схваток, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчишка вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и делать связанные с ними обязанности, он управится и с защитой отечества. Если же он привыкнет созидать кругом противников и решать все споры с позиции силы, ничего, не считая проблем, ему в жизни не светит.
3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия издавна уже вышла из моды. Чуть ли не половина видов животных занесена в Красноватую книжку, а охотники на людей в какой-то момент оказываются на скамье подсудимых Гаагского суда. Пусть он лучше будет экологом, заступником природы и всех тех, кто нуждается в помощи.
4. Не учите его отличаться от дам. Во-1-х, он и так от них отличается. Во-вторых, «не быть девчонкой» его обязательно и жестко, даже вопреки вашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.
5. Не учите мальчика, по примеру благородных рыцарей и гнусных насильников, относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, зависимо от их и твоих ролей и особенностей.
6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь мальчику стать самим собой.
7. Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти - помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.
8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится.
9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» - не те, в каких нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.
10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать – это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» идеальнее всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис.
11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.
12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.
13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.
14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики вместе никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка) , сегодня неприемлемы и неэффективны.
Если у вас не мальчик, а девочка, вы без особого труда сможете перефразировать эти простые правила применительно к ней.
Инф.psychologov.net