Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Часть 1
Нейропсихологическая корректировка в детском возрасте. Способ замещающего онтогенеза В текущее время резко возросло число деток с отклонениями в психологическом развитии. При этом типично, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Конкретные клинические обследования, обычно, не выявляют у этих деток грубой патологии и фиксируют вариант развития в границах нижненормативных границ. Меж тем препядствия обучаемости их тотчас фактически неразрешимы. Приметно возрастает количество коррекционных классов, различных реабилитационных центров и консультаций. Спецы говорят, что классические принятые психолого-педагогические способы, дозволяющие отлично повлиять на тот либо другой недостаток малыша конкретно, по типу «симптом—мишень», в почти всех случаях закончили приносить плоды и в процессе обучения, и в процессе направленной корректировки. Для всех уже издавна разумеется, что в сегодняшней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (другими словами нарушающие и/либо искажающие процессы развития) механизмы, формирующие отменно новые варианты личных различий и нормы реакции. Описанные к истинному моменту нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно показать, сколь многообразны патогенетические церебральные механизмы детской психической дизадаптации. Соответственно только их своевременная, грамотная квалификация приводит к выбору более адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся проблем. А в более широком контексте нейропсихологии детского возраста — к своевременной профилактике, абилитации, грамотному прогнозированию процессов онтогенеза. Обычно способы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, в большинстве случаев ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-речевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывает нам снова, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма в большинстве случаев сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, потому что в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Таким макаром, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в каком когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Для дифференциально-диагностической квалификации и коррекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее Фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 990—1997 гг. {Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова,1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, ) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз-очными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и про гнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов развития в норме, субнорме, патологии и т.д. Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Потому что он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично сначала коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только лишь создающим некоторый потенциал для будущей работы, да и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы. Настоящее издание включает три части. Первая посвящена основным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен «метод замещающего онтогенеза» как базовая технология нейропсихологичес-кой коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Приведена краткая схема (алгоритм) нейропсихологического сопровождения процессов развития. Семенович А.В. Источник: ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 285 | | |
Всего комментариев: 0 | |