Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
Вся современная психология началась с заявления Фрейда о том, что не все наши духовные процессы доступны сознанию. Серией обычных и приятных примеров он обосновал, что временами в нашу сознательную жизнь вторгаются какие-то посторонние силы и принуждают нас совершать непродуманные поступки, как если б кто-то другой снутри нас перехватывал рычаги управления и заставлял плясать странноватые танцы под свою дудку.
Внимательное наблюдение за схожими вторжениями показало, что этот внутренний бес не таковой уж и сторонний, а совсем даже и собственный, родной. Фрейд именовал его «бессознательным» и начал этим термином обозначать черную сторону нашей души, владеющую некоторой собственной автономией.
Но статья эта не про безотчетное либо историю психической науки — это было бы очень скучновато, поэтому как ничего нового и любопытного про это издавна уже сказать нельзя. Но та идея, которую охото в конечном итоге выразить, просит обширного вступления, потому еще пара слов о скучном…
Как и почему вообщем что-то становится безотчетным? Теория говорит и практика с ней полностью соглашается, что бывают в нашей психологической жизни такие переживания и открытия, которые очень охото закрыть назад. Временами мы узнаем о для себя что-то такое, чего нам совсем не охото признавать, но так как отвертеться уже не выходит — с фактами не поспоришь — срабатывает тот механизм, который как по-волшебству устраняет нас от всех заморочек. В психологии он именуется «вытеснением».
Вытеснение в буквальном смысле слова выталкивает за границы сознания то, что нашему сознанию не угодно. Лично это воспринимается как забывание, будто бы ничего и не происходило, либо же поначалу случается интеллектуальный выверт, после которого существенное переживание расчудесным образом становится малозначительным, и опять-таки, в силу уже собственной незначительности, стремительно забывается.
Таким макаром наша психика защищается от духовной боли. Не наилучший выход, с беспристрастной точки зрения, но на момент формирования этого механизма в дальнем детстве, это было единственной защитой слабенького под напором сильных. Взрослый человек полностью мог бы совладать с горьковатой правдой о самом для себя, но сформированная и сейчас уже неосознаваемая привычка избавляться от заморочек методом их вытеснения принуждает его и далее прятать голову в песок.
Другой принципиальный нюанс теории заключается в том, что вытесненные болезненные переживания никуда не исчезают. Они как радиоактивные отходы, которые мы хороним в глубинах собственной души. И эти захоронения нам обходятся очень недешево, так как на поддержание вытеснения требуется энергия, которой у нас не так и много. И чем больше мы вытесняем, и чем подольше храним эти духовные отходы, тем больше и больше сил мы тратим впустую, и тем меньше сил у нас остается на поддержание энтузиазма к жизни. А временами к тому же катастрофы случаются, когда от недочета энергии либо превышении критичного давления, погребенные переживания с разрушительной силой вырываются наружу. В мягенькой форме это выражается в неадекватных реакциях, когда человек лупит в рожу прохожему за то, что тот некорректно на него поглядел. А в острых случаях, человек просто сходит с разума. Но традиционная теория гласит, что подобные катастрофы случаются не так и нередко, что обычный человек проживает в целом сознательную жизнь, и только время от времени в естественное течение его жизни вмешиваются безотчетные процессы. Личное наше восприятие подтверждает теорию — нам от всей души кажется, что огромную и важнейшую часть собственной жизни мы проживаем в трезвом уме и ясной памяти. Но меж личной сознательностью и беспристрастной осознанностью разница размером с Большой Каньон.
Напомню, кстати, что Фрейд вначале работал с истинной психологической патологией, когда целые пласты личности уходили в стопроцентно вне-сознательное состояние. Отсюда и его осознание безотчетного. Бодрствующими людьми и вопросами «качества жизни» он не больно занимался. Но граница меж сознанием и безотчетным очень размыта, а луч нашего интроспективного внимания не так и широкий, и оказывается, что еще есть некоторая сероватая зона нашей души, которая достаточно просто доступна сознанию, но все же изредка оказывается в сфере его внимания и энтузиазма. У Фрейда есть понятие «предсознательного» будто бы для обозначения этой самой сероватой зоны, но вероятнее всего он имел в виду нечто другое, так как там у него идет речь больше о статических содержаниях, вроде памяти, чем о динамических процессах, вроде эмоций и переживаний, а нас как раз интересуют именно они. Упоминаю фрейдовский термин не так как это важно для повествования, а, наоборот, чтобы предостеречь подкованных в психологии товарищей от попытки провести эту очевидную параллель. Забудьте о Фрейде, и смотрите теперь себе внутрь — самая лучшая психологическая лаборатория у нас всегда под самым носом. Итак, что такое серая зона, как она устроена и что это для нас значит в практическом смысле. Представьте себе прыщ на лбу, который нас совсем не красит. Теоретически, можно его «вытеснить» тогда и наше зрение будет подвергаться цензуре и прямо в реальном времени картинка, которую мы видим в зеркале впереди себя, будет «подчищаться» для ликвидации дефекта. Но это было бы уже серьезной патологией — негативной галлюцинацией, как это в психологии называется. Но обычно настоящего вытеснения все-таки не происходит, и мы просто «не обращаем внимания» на этот злосчастный прыщ, сосредотачиваясь на том, что зато у нас глаза красивые, например — вот так он и попадает в серую зону нашего сознания. И мы в любой момент можем его оттуда вытащить, если посмотрим на свое отражение более трезво, и в общем-то, даже «не обращая внимания», мы все равно помним о том, что у нас на лбу написано. Вот примерно то же самое происходит и с нашими душевными дефектами, от которых мы желаем скрыться, — мы просто стараемся не обращать на них внимания. Тогда и они для нас будто бы бы перестают существовать, хотя при взгляде со стороны их наличие совершенно очевидно. А помимо этого, когда в серой зоне у нас оказывается какое-то динамическое содержание — чувство обиды, например — оно точно так же совершенно очевидным образом влияет на наше поведение, настроение, наши выборы и решения… и только мы сами этого не замечаем. В настоящее бессознательное вытесняются глубоко и остро травмирующие переживания, которые фактически грозят целостности психики, тогда как в серую зону попадает, в главном, то, что кажется нам неуместным, исходя из убеждений трезвого рассудка. А поскольку неуместным нам кажется сильно много чего — так нас воспитывают — получается довольно хитрая ситуация, когда в действительности нашей жизнью управляет обширная серая зона, и мы можем говорить практически о полной неосознанности нашего существования. Но в то же самое время мы не можем снять с себя ответственность и сказать, что нашей жизнью правит настоящее и неприступное бессознательное, ведь серая зона всегда находится на периферии нашего осознания. Если говорить юридическим языком, то в отношении содержаний серой зоны мы не можем говорить о добросовестном заблуждении, ведь нам эти содержания прекрасно известны. Проще говоря, серая зона — это сфера нашего самообмана. И если человека проверить на детекторе лжи, то выяснится, что он прекрасно осведомлен, что там у него в серой зоне хранится, но тщательно старается скрыть данный факт от себя самого и окружающих. Вот от этого самого самообмана, психологи и пытаются отучить своих пациентов, так как весь смысл терапии именно в том, чтобы заставить человека посмотреть на себя более честно и ответственно. Все другое в жизни налаживается уже само собой. Нам хочется думать, что наш ум — тот маленький пятачок света в темноте нашей души, на который обычно направлено наше внимание — это и есть центр нашей психической жизни и, что именно он решает, как нам жить, что делать, куда двигаться, чего хотеть и чего не хотеть. И только изредка мы вспоминаем про чувства, как, например, про ту любовь, которая зла, и заставляет иногда любить тех, кто исходя из убеждений ума совершенно для этого не подходит. Но действительное положение дел таково, что этот маленький островок сознания — это только радиоприемник в рубке огромного корабля, который плывет сам по себе, и участь этой «говорилки» в голове — только комментирование событий, а не управление ими. В действительности нами правят другие силы, которые точно так же могли бы быть доступны нашему сознанию, если б мы от них сами всегда не отворачивались.
Но постепенно родители учат его тому, что некоторые из импульсов стоило бы контролировать. Обоснования этой необходимости не так важны, поэтому не будем сейчас рассуждать о правильных или неправильных необходимостях. Нам важно другое — то, что с первых лет сознательной жизни ребенка учат развивать память, понимание причин и следствий и, в конце концов, рассудок. Родители ждут от ребенка, что он станет разумным, что он поймет условия игры и будет играть по правилам. И опять нам не важно, что же это все-таки за правила. Важно то, что по отношению ко внутреннему миру ребенка эти правила всегда являются чем-то внешним и условным. Но если взрослый человек еще способен понять относительность и условность всяких правил, то у ребенка пока такой возможности еще как бы нет — он просто впитывает и принимает за чистую монету все то, что ему говорят об этой жизни. Так, шаг за шагом, формируется разум человека. Год за годом он узнает больше правил и принципов, которым следует следовать в тех или иных ситуациях. Его справочник правильных ответов растет, а его внимание, которое в ранние годы еще свободно блуждало между рассудком и миром субъективных переживаний, все в большей и большей степени фиксируется на голосе разума — на том самом радиоприемнике, который комментирует все происходящее вокруг и зачитывает из справочника правила регламентирующие текущую ситуацию. И чем больше внимание прилипает к этому непрерывно бубнящему голосу рассудка, тем реже оно фокусируется на непосредственных субъективных переживаниях. А что происходит с органом чувств, если его не использовать и должным образом не тренировать? Он постепенно слепнет и атрофируется. Так и внимание, застрявшее в мире одних только слов, мыслей, правил и рассуждений, постепенно теряет способность фокусироваться и различать чувства и переживания. С каждым годом человек старается жить все правильнее и правильнее, так как считает это критерием взросления. Дети сумасбродны, взрослые — разумны, последовательны и поступают правильно. И понимая это он все крепче и крепче вцепляется в свою говорящую коробку и все старательнее отсекает свои иррациональные и беспорядочные чувства, чтобы они не мешали проживать жизнь «правильно». Мужчины начинают разыгрывать из себя «настоящих» мужчин — делают карьеру, добиваются власти, сколачивают капиталы, правят миром. Женщины разыгрывают из себя «настоящих» женщин — покоряют «настоящих» мужчин, строят серьезные отношения, следуют материнскому инстинкту, правильно воспитывают правильных детей, и круг замыкается. Поколение за поколением homo sapiens больше превращается в человека рассудочного. Таким макаром, в серой зоне постепенно оказываются все наши чувства, переживания, интуиции, которые не укладываются в стройную систему правил «Настоящего Человека». Иногда мы их еще воспринимаем, когда интенсивность их велика, но в общем и целом мы постепенно лишаемся всякой конструктивной связи со своим настоящим внутренним миром, становимся очень «умными», но рассудочно поверхностными и эмоционально пустыми. Невербальное и самое непосредственное знание себя и жизни, которое содержится в чувствах подменяется искусственными и заведомо ложными представлениями. Мы живем с верой, что именно наши мысли определяют нашу сущность, тогда как в действительности за каждым нашим поступком и выбором и даже за каждой самой рассудочной мыслью стоят именно наши иррациональные чувства — теперь уже, в главном, невротичные. Субъективный мир чувств и ощущений — единственная наша объективная реальность. Тогда как самые объективные наши представления о жизни, являются самой субъективной и относительной вещью на свете. Субъективное объективно, объективное субъективно — такой вот парадокс. Отсюда и возникает ощущение отсутствия контроля над своей жизнью. Все мы, честно говоря себе признаться, хорошо с ним знакомы. Мы очень радуемся, когда все получается по-задуманному, и за каждое подобное свершение мы вручаем своему уму медальку за успехи в управлении жизнью. Но каждый раз, когда наши планы почему-то не реализуются, даже если извне ничего особенно им не мешало, мы отказываемся признавать, что причина облома в иллюзорности нашего сознательного самоконтроля. И успехи, и поражения случаются по воле совершенно других сил, на которых рассудок лишь пытается паразитировать. В детстве, когда меня на автобусе возили в детский сад, я играл в такую игру — вставал рядом с водителем, брался обоими руками за поручень и представлял себе, что это я управляю автобусом. Когда приближался поворот, я поворачивал воображаемый руль и вместе с ним поворачивал автобус… Вот примерно ту же игру мы ведем сами с собой, когда представляем, что наши мысли, наш ум — это тот штурвал, при помощи которого мы управляем кораблем нашей жизни. Но мысли — это всего лишь мысли, всего лишь заигравшийся ребенок, который потерял счет времени, представляя себя отважным капитаном. А все это время именно чувства задают направление и питают своей энергией движение корабля. Не ум. Чувства! С другой стороны, часто мы себя дурачим еще больше изощренно, позволяя себе поверить, что что-то в нашей жизни происходит помимо нашей воли. Нам кажется, что какие-то из своих выборов мы совершаем под давлением обстоятельств, будто бы у нас даже и выбора-то не было, и нам просто пришлось так поступить. Тогда и мы начинаем винить обстоятельства или тех людей, из-за которых нам пришлось поступиться собственными желаниями. Но ведь это абсурд! В каждой подобной ситуации мы просто не хотим посмотреть правде в глаза и признать, что наш поступок продиктован исключительно нашим свободным выбором — мы просто отказываемся видеть природу этого выбора и тот внутренний мотив, который за ним стоит. Всегда проще сказать, что меня вынудили так поступить, чем признаться, что я просто струсил поступить иначе. Чувства определили выбор, но скользкий ум находит любые оправдания, чтобы доказать свой контроль над ситуацией, и он скорее свалит ответственность на непреодолимые внешние обстоятельства, чем признает, что по сути его просто никто не спрашивал и решение было принято без него. Ум — лишь комар, бьющийся в окно нашей души…
Самой главной проблемой, помимо самой жизни перевернутой с ног на голову, будет то, что механизм блокирования негативных чувств и переживаний, в действительности блокирует все чувства подряд. Если наше внимание всегда сфокусировано на уме и его рассуждениях, то вместе с неприятными переживаниями из нашего поля зрения выпадают и все положительные и самые конструктивные чувства. Это приводит к той известной ситуации, когда человек имея все в мире чувствует себя несчастным, а свою жизнь пустой и бессмысленной. Жизнь утрачивает вкус в самом буквальном смысле слова. События текут, хорошие и плохие, но ни то, ни другое уже больше не трогает. Депрессии нет, да и радости в жизни никакой. Безвкусная еда, вялые переживания, отсутствие желаний и мотивов к тому, чтобы двигаться куда-то дальше. Приходит это состояние постепенно. По молодости, когда жизнь еще дарит массу новых переживаний, кажется, что все идет как следует — впечатлений хватает, детский не задушенный еще энтузиазм заставляет ввязываться в различные проекты и приключения. Но с каждым годом находить что-то такое, что вызывает яркие переживания становится все сложнее. Человек все в большей и большей степени застревает у себя в голове и ему нужны все более и поболее сильные раздражители, чтобы пробить брешь в умственной защите и принести в жизнь хоть какие-то впечатления. Помните, как медленно тянулось время в детстве и как оно летит сейчас? Именно насыщенность жизни яркими переживаниями придает ей чувство продолжительности, а отсутствие переживаний заставляет дни и годы пролетать один за одним. И дело тут не в количестве НОВЫХ впечатлений. Новизна ничего не значит, это только дополнительная перчинка в ощущениях. Важны сами переживания в чистом виде, которых у нас с годами не становится меньше, чем было в детстве, а может даже становится и побольше. Проблема в том, что с годами мы больше закрываемся у себя в голове и больше отрезаем себя ото всяких переживаний. Все настоящие радости этой жизни находятся в чувствах и ощущениях, но, не осознавая того, мы делаем все, чтобы от них отгородиться. Нас не интересуют чувства, нас интересует складный и красивый мирок в нашей голове. Мы даже учимся находить какое-то подобие радости внутри этой виртуальной реальности. Всякий раз, когда нам удается достичь какой-то своей умственной цели, мы испытываем прилив гордости за себя и свою необыкновенность, и именно эти низменные чувства подменяют нам настоящую радость жизни. Поэтому мы ставим себе все новые и новые цели и всегда ищем новые возможности потешить свою гордыню. Но кусок картона со вкусом яблока никогда не заменит собой настоящего яблока, и какой-то частью сознания мы это прекрасно понимаем. Поэтому в какой-то момент наступает апатия, утрата интереса к жизни, и человек начинает задаваться вопросами о смысле жизни, своем пути и предназначении. И если этот момент приходит не слишком поздно, когда еще не вся жизнь прожита, то остается еще шанс вернуться к себе и найти свой давно утраченный путь. И в действительности процедура не так и сложна — самое главное увидеть ловушку, в которую мы угодили, и осознать ее природу. Если все дело в том, что мы противопоставили рассудок своим внутренним переживаниям и в результате утратили с ними всякую связь, то выход очевиден — нужно эту связь восстановить. И технически, когда задача ясна, это тоже не так сложно. Философы в самые стародавние времена говорили «Познай себя!», и ничего лучшего современная психология предложить не может. Проблема конфликта разума и чувств — это проблема незнания себя и нежелания себя знать. Мы боимся быть собой и делаем все, чтобы избавить себя от себя. И нет из этой западни другого выхода, кроме как набраться мужества и начать себя внимательно изучать… и сначала это значит — изучать свои чувства. И, может быть, окажется, что мы не так и плохи такими, какие мы есть, тогда и, наконец, можно будет перестать из себя что-либо изображать и начать жить… Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 331 | | |
Всего комментариев: 0 | |