Игры для деток не просто развлечение либо радостное времяпровождение, детские игры – это непростой, функциональный и познавательный процесс. С помощью игры ребенок производит новые формы поведения и реагирования, приспосабливается к окружающей среде, ну и естественно развивается, взрослеет и обучается.
Детские игры – это типичные «дрожжи», на которых замешивается и вырастает будущая личность. Ребенок должен конкретно играть, с первых лет собственной жизни. Многие предки сейчас запамятывают об этом, увлекаясь современными методиками ранешнего развития малыша. Никого не поражает то, что малеханького человечка, который чуть научился посиживать, сразу начинают учить читать, по особенной технологии, надеясь на то, что он вырастет остроумным и умным. А меж тем не в обучении, а в игре развивается мышление, внимание, память, речь, способность сконцентрироваться, наблюдательность, которые позже и помогают в учебе.
Практически лет двадцать-тридцать вспять, когда такового богатства развивающих игрушек не было и в наличии, и обучающую роль игралась школа, конкретно там детки обучались читать, писать, считать, и решающим фактором развития деток были игры. Реалии нынешнего денька таковы, что для того чтоб пойти обучается в неплохую и престижную школу, ребенок должен сдать иногда не обыкновенные экзамены. Отсюда и появилась мода на обучающие программки и игрушки для малышей младшего возраста. Более того, в дошкольных учреждениях, которые ребенок посещает до школы, основной упор делают на подготовку к школьной программке, а игры, как база детского развития, иногда отходят на 2-ой план.
Современные психологи лупят тревогу, призывая сохранить детство и возможность играть в игры, но обучение все поглубже и поглубже проникает в детскую жизнь, порой занимая в ней основную кучу времени. Трансформация детской игры в обучение происходит к тому же так как ребенку просто не с кем играть, а в одиночестве игры не так интересны, как в обществе. Родители почти всегда поводят на работе, сестер и братьев зачастую нет, ребенок предоставлен сам себе, и пусть у него будет целый магазин различных игрушек, они скоро ему перестанут быть интересными. Так как игра – это процесс, а не обилие игрушек. Детские игры могут строиться и без игрушек, у детей довольно сильно развита фантазия, они с легкостью представят, что летящая ладошка - это самолет или птичка, а сложенный лист бумаги - это домик.
Детские игры бывают различных видов: подвижные (прятки, салочки, ручеек, лапта), настольные (шашки, шахматы, домино, лото, мозаики, пазлы, стратегии и логические игры), компьютерные (логические, стратегические, на развитие внимания, памяти). Нельзя также не сказать про интерактивные игры, например «дочки- матери», такой вид игры позволяет ребенку вырабатывать новые формы поведения, малыш учится взаимодействовать с другими детьми. По мере взросления ребенка взрослеют и его игры, подвижные игры становятся командными (футбол, волейбол, баскетбол), ребенок начинает осознавать радость побед и горечь разочарований при поражении, это способствует развитию эмоционально-волевой сферы.
Большим преимуществом детских игр являются правила, именно в игре, ребенку объясняют, что существуют различные правила, как можно играть, и как нет, как следует себя вести, и как не стоит. В обучающем процессе правил как таковых нет, разве что правила русского языка. Ребенок, с детства привыкший играть по правилам, и в дальнейшем будет стремиться соблюдать все общественные нормы, а малыш, не привыкший к правилам, будет долго к ним приспосабливаться и может до конца не понять, зачем нужны такие строгие ограничения.
Детские игры также являются и хорошим показателем психологического и интеллектуального развития ребенка. Например, если игры носят какой-то ритуальный, повторяющийся характер, и это длится достаточно долго, есть повод обратиться к психологу. Если малыш играет в агрессивные игры, это тоже о многом говорит, у такого ребенка может быть повышен уровень тревожности, заниженная самооценка, также агрессией дети пытаются привлечь внимание взрослых. Иногда агрессия, это все что видит ребенок со стороны родителей, поэтому и в игре, он демонстрирует то, что видит каждый день.
Если рассмотреть детские игры исходя из убеждений возраста малыша, то получится следующая схема.
до 1, 5 лет - предметная игра. Игрушкой для малыша в этом периоде является любая вещь, попавшая в руки. Основными игровыми операциями являются ходьба, бег, бросание.
от 1, 5 до 4-х лет – сенсорно-моторные игры. Малыш получает в главном тактильные ощущения, трогает предметы, манипулирует ими, учится производить различные операции. Обычно, к четырем годам малыш уже умеет кататься на велосипеде, качелях, играет в догонялки и прятки.
от 3 до 5 лет – игры с перевоплощением. Примерно после трех лет ребенок может переносить свойства с одних предметов на другие. Малыш может представить себя паровозиком, может взять игрушки, например, две машинки и распределить роли, одна машинка – мама, вторая машинка – сын. Также в этом возрасте возникает такой вид игры как «имитация» малыши передразнивают всех, кто их окружает. Родители часто злятся на подобные игры, однако это неизбежный этап в развития малыша и является переходным от игр с перевоплощением, до социальных игр.
У детей старше пяти лет игры всесторонние, многозначные, включающие элементы творчества, фантазии, воображения, носят уже организованный, структурный характер.
Инф.womenclub.ru