Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
Столичный психолог Галина Тимошенко лечит… молчанием. Кажется, ничего парадоксальнее и быть не может. Население земли ведь только выиграло, когда стало разговаривать с помощью слов. Но есть и обратная сторона процесса.
Дело в том, что для новорожденного мир еще не оформлен, не обозначен в словах. Узнавать мир он начинает конкретно, напрямую. 1-ый год жизни человека — это год молчания либо, поточнее, неговорения.
Конкретно в 1-ый, бессловесный год жизни ребенок развивается настолько стремительно, что любая неделя становится революцией в его личной истории. Но с того момента, как он начинает усваивать язык, его развитие замедляется. Овладевая речью, ребенок получает возможность созидать окружающий мир идиентично со всеми. С этого момента он, по сущности дела, взаимодействует не с реальными предметами либо явлениями, а с их названиями. Обозначая и классифицируя окружающий мир, ребенок осваивается с иллюзией, что он знает, с чем имеет дело. И если до этого момента, как считает Галина Тимошенко, каждое взаимодействие с миром было исследованием, то сейчас оно становится опознаванием. К примеру, ребенок лицезреет предмет и гласит: «Это стул». Пока он не знал, что это стул, всякий раз, вступая во взаимодействием с тем, что именуется стулом, он был должен его изучить, и всякий раз это было новое взаимодействие, всякий раз попытка осознать. Ранее ему необходимо было пощупать, потрогать, даже полизать, последить, что с этим предметом можно делать: как он падает, как на него залезть, как под ним спрятаться, то есть произвести самостоятельные и очень принципиальные исследования. Теперь он может обозначить эти действия словами. С одной стороны, язык — полезное изобретение, так как позволяет использовать уже узнаваемый опыт и ничего не изобретать самому. Но, с другой стороны, внедрение чужого опыта, в том числе и с помощью языка, лишает человека способности без помощи других изучить мир и чувствовать его конкретно. Превосходное и неминуемое изобретение, язык упрощает все в окружающем нас мире, в том числе мыслительную и творческую деятельность человека. Интересно в этой связи, что Галина именует книжки «интеллектуальными консервами». Начав учить мир с помощью книжек, человек значительно выиграл в объеме получаемой инфы, скорости ее получения, но не наименее значительно проиграл в возможности получать ее без помощи других. Для Галины Тимошенко в жизнетворчестве человека очень принципиально исследовательское отношение к окружающей реальности и самому для себя. А язык часто выступает посредником меж миром и человеком и иногда имеет не достаточно общего с сутью происходящего. Когда этот посредник исчезает, тут-то и происходит конкретный контакт меж человеком и миром — без слов, на уровне чувств и чувств. В этом и состоит сущность методики Тимошенко. — Нам кажется, мы знаем, что стоит за каждым словом, — гласит Галина. — Но существует большая разница меж тем, что есть на самом деле, и тем, как это именуется. Когда мы общаемся средством языка, мы имеем дело не с реальным миром, а с его образом, облеченным в слово. Ужаснее всего то, что нам уже не охото с этим реальным миром вести взаимодействие. Возникают иллюзии, а они порождают проблемы. Нередко, доверяясь словам, человек оказывается не адекватен ситуации, в которую попадает. Он чувствует, что ему плохо, счастье ускользает из рук, друзья не такие, как хотелось бы, жена не такая, о которой грезил, когда вступал в брак. Человек слушал слова, а не чувствовал состояние, он гласил больше, чем ощущал. Слово — это всегда Молчание — большущая лечебная сила. Это понимаешь только тогда, когда остаешься в полном одиночестве. Не в том принужденном — когда томишься и ожидаешь кого-либо, а в осознанном, добровольческом одиночестве. Тогда в душе наступает покой и гармония. Не может быть здоровья при внутреннем непокое. Молчание целебно так как исключительно в нем я могу упорядочить то, что снутри меня. Если я желаю Галина права. Во всех религиях и духовных учениях, когда предстояла напряженная мыслительная либо духовная работа, предполагалось дескатьчание. Вся культура населения земли должна своим зарождением и существованием… молчанию, ибо она создавалась, когда творец молчал. Разговаривая, творить нереально. Тяжело представить для себя Леонардо болтающим в тот момент, когда он писал свою «Мону Лизу». Я лицезрела в одном из залов Лувра, как замирали и потрясенно молчали люди не в силах отступить от творения величавого мастера. Но когда те же люди начинали дискуссировать свои впечатления от картины, то они обсуждали уже не превосходное произведение, а самих себя на его фоне. Когда человек удаляется в пустыню, в скит, в горы и молчит там, сколько пожелает, то он ни в чем не противоборствует окружающему миру — он в него погружается. В этой ситуации молчание естественно, и ситуация сама для себя адекватна. Труднее молчать, не выпадая из социума. Одним из критерий, которое должен был выполнить человек, собиравшийся поступить в пифагорейскую школу и стать философом, было пятилетнее молчание! Но он не удалялся при этом в поднебесные выси, а находился в городке, со собственной семьей. Он был глубочайшим образом погружен сходу в два мира — собственный внутренний и наружный. Выдернажимать такое испытание мог далековато не каждый. Но во времена Пифагора в его школу всегда была очередь. И сам Пифагор был убежден, что только через долгое молчание можно придти в реальную философию, которая подразумевает невовлеченность в процесс. Только молчание приводит к чувственной бесстрастности, и молчание — высшее состояние по сопоставлению с речью. На заре истории хоть какое познание давалось населению земли высочайшей ценой, так как люди еще не накопили опыт, им не на что было опереться. Мы же получаем познания в концентрированном либо, как гласит Галина, в «консервированном» виде, и нам уже не необходимо прикладывать для этой цели огромных усилий. У Клиффорда Саймака есть умопомрачительный рассказ под заглавием «Профессия». На земле шестого тысячелетия семилетний ребенок за 5 минут обучается считать и писать, а в 18 лет за те же 5 минут усваивает полный объем познаний по избранной профессии. И никакой исследовательской деятельности. Мы очень привыкли к получению познаний в виде «консервов». Может быть, потому в современном обществе так не достаточно мыслях? Повсевременно слышишь дискуссии о том, что в искусстве открыть ничего нового нельзя, и в психологии нельзя, и в медицине. Наверняка, это оттого, что мы очень много говорим. Если бы современное население земли больше молчало, оно стало бы превосходным. Итак, молчание приносит молчащему много полезности. Но Галина Тимошенко ввела в психическую практику новый термин — активное молчание. Такое молчание оказалось необыкновенно действенным для всех ее пациентов. — Активное молчание — это не просто одиночное либо совместное пребывание в молчании, — гласит Галина, — это обязательно взаимодействие, но не структурированное словами и заблаговременно не обсужденное. Очень принципиально — ни о чем заблаговременно не договариваться. Одно дело, если мы с тобой решили, что час помолчим, а позже пойдем на кухню пить кофе. В этом случае понятно, что нужно делать. Ситуация структурирована и стереотипна. Но совершенно другое, когда мы про100 замолкаем и молчим до вечера. К примеру, я встала и пошла в коридорвей. Ты не знаешь, куда я пошла. Может быть, я проголодалась либо вообще решила уйти. Ситуация перестает быть стереотипной. Ведь для тебя необходимо Когда 1-го либо нескольких человек внезапно требуют умолкнуть и не ставят никаких критерий, то рано либо поздно меж ними появляется некоторое взаимодействие невзирая на то, что каждый в молчании ведет себя по-своему. Такая ситуация изредка позволяет человеку просто отмолчаться, если он пришел к Галине на прием решить свои задачи. Ему принципиально, что же произойдет. Методика активного молчания существует в 2-ух вариантах — индивидуальном и групповом. И в том, и в другом случае никто не произносит ни слова. Двигаться можно как угодно. Время тоже, как правило, не ого- варивается. В групповой терапии один сеанс обычно продолжается часов пять-шесть, в персональной — приблизительно два часа. Галина даже не дискуссирует проблему, с которой к ней пришел человек. Она вообщем не знает, с чем он пришел, и ей это не необходимо. Все выявляется в процессе работы. — Максимум, что я могу сказать: «Здравствуйте». Далее человек воспринимает какую-то позу, и мы замолкаем. Эта поза почти все гласит о его дилемме, ведь молчат все по-разному. Когда у человека Я считаю, что реальная психотерапия — это работа не с проблемой человека, а с его чувством ответственности. Как он может передать мне ответственность за свое здоровье? Только объясняя проблему словами. Но он лишен таковой возможности, так как я демонстративно отказываюсь с ним гласить. Это вынуждает его решать какие-то деяния. А хоть какое движение человека — уже принятие решения. Хоть какой шаг — выбор. Итак, сначала каждый занимает определенную позу. Один скрестил руки, насупился — означает, нет понимания в семье либо суровый конфликт на работе. Другой сел на край стула, невольно потер живот, поморщился — волнует язва… Если человек сохраняет позу длительное время — означает, он подсознательно ничего не желает поменять, и своими действиями мне это показывает. Но так бывает изредка, ведь человек — существо подвижное. А хоть какое изменение позы — это уже преобразование трудности. Один мой пациент, как только мы замолчали, вскочил и начал делать зарядку. Он сходу показал мне, что готов к изменениям. Здесь уж я подключаюсь. К примеру, стараюсь ему помешать. То есть я начинаю играть роль сопротивляющегося окружающего мира. Если бы мир вокруг нас не сопротивлялся, то и заморочек бы не появлялось. Я создаю ситуацию, в которой человеку не удается реализовать собственный обыденный стереотип. И он обязан его поменять, но так как я не говорю, как конкретно поменять, то он начинает делать это сам. Дама пришла и села по-турецки, руки скрестила на груди, нагова опущена. В таковой позе она никак не может вести взаимодействие с миром. Это очень закрытая поза. Она не желала вставать, да из таковой позы и не встанешь — необходимо высвободить руки, опереться ими о пол, поменять положение ног. Она даже защищаться в таковой позе не может — ее можно толкнуть, даже стукнуть, что, возможда и происходит в жизни. Я пробую вывести ее из этой позы, образно говоря, вынудить драться с миром. Если она всего только вытянет ногу, это уже даст некий шанс. В конце концов, я принудила эту даму, тотчас несколько грубовато обращаясь с ней, встать в позу нападающего каратиста. Когда она это поняла, ее удивлению и радости не было предела. Она сообразила, что может и должна защищаться и ее больше никто не сумеет обидеть… В один прекрасный момент Галина работала с пятнадцатилетней девченкой с высочайшим уровнем злости. Две встречи, которые длилось три часа, она просидела в углу, сжавшись в комочек, и напоминала злостного волчонка. Галина не мешала ей и читала книжку. На 3-ий раз девченка, разозлившись совсем, подошла к Галине и начала толкать ее, дергать за волосы, а потом взяла ее руку и стала устанавливать локтем на стол. Опять и опять она пробовала сделать это, но как только она отпускала руку, та произвольно падала на стол. Закусив губу, девченка резким движением ставила чужую руку в то положение, в которое ей хотелось, но рука снова падала. Галина отрешалась совершить то, чего добивался капризный ребенок. После пятнадцатиминутной истерики девченка вдруг изменила стратегию. Она начала находить таковой вариант взаимодействия, который учитывал бы желание и другой стороны. Она в первый раз посмотрела Галине в глаза, потом осторожно и мягко задела ее мизинца, погладила ладонь и очень заботливо поставила руку в то же самое положение — на локоть. — И ты поддалась? — спрашиваю я у Галины. — Я не просто поддалась. Мне захотелось это сделать. Я улыбнулась и оставила свою руку в том положении, которого так добивалась девченка. Она в конце концов сообразила, что все может получиться, если учитывать не только собственные желания, но и желания окружающих. До сих пор в жизни она всегда шла напролом, не считаясь ни с чьим воззрением, а так как никому не нравятся грубость и злость, у девченки начались отягощения в отношениях с людьми, а означает и препядствия со здоровьем. В молчании, через взаимодействие всего только наших рук, она сообразила главное: многого можно достигнуть, если просто считаться с другими. Это была умная девченка, и если бы я начала разъяснять ей, как она не права в собственной актуальной стратегии, она нашлась бы, что сделать возражение, и наш разговор мог ни к чему не привести. Конкретные деяния без слов многому ее обучили. Я заставила ее включить собственный исследовательский поиск, поменять собственный стереотип: заместо проламывания стенок выискать дверь либо попросить кого-либо открыть эту дверь… Поместив человека в ситуацию, где его обычные стереотипы категорически не применимы, Галина пытается разбудить в нем умение вести себя исследовательски. Она держится точки зрения, что неважно какая болезнь, в особенности приобретенная, — это отражение психического статуса. На сеансах, используя активное молчание, человек изменяет этот статус, пробуя различные варианты поведения, и выражает в их себя конкретно, а не опосредованно, с помощью слов. Опыт, который приобретается на сеансах, человек потом проецирует на свою реальную жизнь. Интересно понаблюдать, как проявляются люди в группе. Одни сжимаются в комочек и молчат в углу, другие нервно прогуливаются, третьи начинают ко всем приставать, четвертые — смеяться, а пятые рыдать, когда истекает 1-ый час молчания. А к концу сеанса оказывается, что всем нравится молчать, и когда Галина говорит: «Наше время вышло», собравшиеся еще длительно не могут либо не желают гласить. Самая долгая пауза в ее практике уже после окончания занятий составляла 40 5 минут. Никто не желал гласить, и никто не желал расходиться. А когда Галина, в конце концов, предложила персонально обсудить с каждым его делему, оказалось, что в этом уже никто не нуждается. В дескатьчании все стало на свои места. Вроде бы можно побеседовать, да незачем. Молчание и движения «сказали» каждому еще больше. Оказалось, что слово делему делает, а дескатьчание ее решает. Молчанием можно вылечивать многие психоневрологические заболевания, разные фобии, гипертонию, проявления вегето-сосудистой дистонии, все виды мигрени, сотрясения мозга, а также психопатии, эпилепсию, шизофрению. Непопросту у шизофреников возникает желание уединиться, длительно гулять в лесу, завести домашнее животное, аквариумных рыбок, которые уж точно не издадут ни звука. При ишемической заболевания сердца, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной заболевания желудка, бронхиальной астме, гриппе, болезнях гортани человек предпочитает помолчать, так как так ему легче. — Разобраться в дилеммах человека — совсем не означает слушать его жалобы, только примерно описывающие действительную ситуацию, — гласит Галина Тимошенко. — На самом деле наша жизнь — это неизменное и непрерывное исполнение наших желаний. Но идет речь о тех затаенных желаниях и стремлениях, о которых мы часто и не подозреваем. Отменная иллюстрация этому — пример из повести Стругацких «Пикник на обочине», когда один из сталкеров попросил здоровья, а получил мешок средств, так как это его желание было настоящим, в котором он сам для себя не признавался. Не поняв, чего мы желаем, мы и выстраиваем совершенно не ту жизнь, которой должны бы жить… Я спросила Галину, можно ли самому в домашних критериях практиковать активное молчание. В том, что это полезно, она, как спец, убеждена. Есть две способности провести для себя курс целебного молчания. 1-ый вариант — уехать в такое место, где не будет способности с В большинстве случаев молчание связано с одиночеством. Но находясь в одиночестве, человек так либо по другому делает ежедневную домашнюю работу — убирает, стирает, готовит пищу, отвечает на письма, да еще успевает смотреть за тем, что демонстрируют по телеку. Такое молчание можно именовать пассивным, и в данном случае оно малоэффективно, так как физическое и эмоциональное состояние все равно будут зависеть от домашней работы либо от реакции на увиденное по телеку. Для активного молчания необходимо сделать условия, исключающие любые отвлекающие причины. Другими словами, необходимо уединиться таким макаром, чтоб отсутствовали наружное общение и организованная деятельность. В таких условиях человек просто обязан заняться собой, собственной душой, непосредственно общаясь только с природой, а через нее со всей вселенной. Даже 3-х дней такового молчаливого бездействия будет довольно для общего оздоровления организма. Неделя — это уже более суровый срок, и воздействие молчания будет еще более сильным и докторным. Ну, а на месяц такового отшельничества вряд ли Поначалу, в 1-ые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове вертятся последние действия, он обдумывает какие-то вещи, мысленно спорит, обосновывает, но организм уже отдыхает. Потом появляется и наращивается тревога, охото вслух Когда мы навечно замолкаем, прекращается работа всей «машины» нашего разума, и мы начинаем воспринимать то, что нас окружает, то есть жизнь, — без оценки категориями «плохо» либо «хорошо». Мы лицезреем только то, что лицезреем, и поэтому наше тело расслабляется, отдыхает от мыслей и чувств. Внутренний покой ведет к чувственному и психическому излечению, а за ними и излечению физическому. Такое неразговорчивое отшельничество хотя бы раз в году становится толчком к важным положительным изменениям во всей жизни человека. 2-ой вариант подразумевает уже в чистом виде моделирование ситуации активного молчания. При этом нет необходимости уезжать из дома. Напротив, ситуация предполагает роль в ней семьи либо хотя бы 2-ух близких, у которых есть задачи во отношениях, ибо только решив их, можно высвободиться от физических недугов. Люди договариваются, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше неразделяй, они молчат, но как и раньше ведут взаимодействие друг с другом. Те, кто это испытал, молвят, что происходит типичный катарсис: близкие люди начинают совсем по другому относиться друг к другу. Возникает другой язык общения, они начинают гласить сердечком. Все, наверняка, замечали, что во время ссор в семье и разногласий приходит момент, когда все аргументы высказаны, а взаимопонимание не достигнуто. И от невозможности убедить другого появляется желание про100 умолкнуть. Так как находить согласие через слова уже нереально, мы подсознательно ищем его через молчание. Молчание необходимо организму, чтоб собрать силы, растраченные в словесных баталиях, элементарно отдохнуть. Ведь издержки энергии во время чувственных разговоров просто громадны, и тем, кто хоть раз проходил через это, знакомо чувство опустошенности, которое появляется после их. Галина Тимошенко перевела обыденное молчание в новое качество. Она гласит: «Молчите, но обязательно делайте в семье то, что нужно делать. Только переведите язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений». Тогда члены семьи будут невольно учиться понимать друг дружку без слов. А ведь им, в сущности, только этого и не хватает. Люди по-иному слушают и слышат, они вслушиваются друг в друга. Даже чашку чая без слов подают совсем по-другому. Движение само по себе не может быть обидным, прикосновение — самая нежная вещь на свете, а в данном случае прикасаться друг к другу придется особенно часто. Как спросить на языке жеста и улыбки: «Ты хочешь есть? Тебе удобно сидеть? Принести ли тебе лекарство?», попросить: «Помоги мне убрать ковер. Постирай эту рубашку. Подогрей, пожалуйста, ужин», поделиться настроением: «Что-то мне тревожно, я на тебя обижаюсь, ты не уделяешь мне внимания»? В молчании возникают и вырисовываются все оттенки отношений. Оно и не позволяет действовать по стереотипу. Как только я пробую и ошибаюсь, я обязательно нахожу Такое — активное — молчание необходимо супругам, вечно выясняющим отношения и потерявшим в этой бесплодной схватке последнее здоровье. Оно необходимо и родителям, у которых возникают болезненные конфликты с повзрослевшим ребенком. Активное молчание поможет найти взаимопонимание и брюзжащим старикам, которым все не так, и молодым супругам, вынужденным до решения жилищной проблемы жить с родителями под одной крышей. Активное молчание нужно всем. Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 264 | | |
Всего комментариев: 0 | |