Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
Организация имеет свою особенность, душу. И в этом смысле она подвержена смене чувственных состояний, в обиходе именуемых настроением: от веселого интереса до апатии. Настроения задают чувственный тонус организации, который значительно сказывается на работе. Если он высок, то вдохновляет служащих исполнять функции на высшем уровне вероятного и даже за рамками собственных прямых обязательств. Зададимся вопросом: как сформировывать деловой оптимизм и создавать веселые действия?
Организационный оптимизм
Военные схватки нередко выигрывают армии с наименьшим числом и худшим вооружением, если их командиры смогли поднять дух боец, вызвать у их чувства, усиливающие их рвение к победе: доблесть, отвагу, ярость. Неоднократно увидено и в спорте, что команда выигрывает не только лишь благодаря наилучшей технике игры и толковым тренировкам, да и так как испытывает кураж, задор в игре.
Издавна понятно, какой источник результативности таится в настроении боец и спортсменов. И какие силы, средства тратятся на то, чтоб его поднять, поддержать: артисты, лозунги, заслуги. И напротив. Почему проиграли? Как-то вот настроения не было. Ну, не было — и все здесь. Оттого и не клеилось. И все с осознанием вздыхают.
Не так ли бывает и с предприятиями, учреждениями?
Организация имеет свою особенность, душу. И в этом смысле она подвержена смене чувственных состояний, в обиходе именуемых настроением: от веселого интереса до апатии и даже отчаяния. Коллективное настроение, в отличие от личного, распределено неравномерно по подразделениям, специальностям, категориям работников и уровням иерархии. Потому идет речь о доминирующих группах, определяющим образом влияющих на деятельность организации.
В отличие от личного, коллективное настроение более стабильно, не так стремительно изменяется. Зато сделать его сложнее, чем личное.
Эти коллективные настроения бывают продолжительными, относительно неизменными либо же ситуативными, короткосрочными взлетами, падениями групповых чувств. Энергетика компании — как выработать ее, сохранить, усилить? Группа психотренеров провела за городом семинар по командообразованию. Дела меж сотрудниками сходу стали лучше, и отдохнули отлично. Пн и вторник компания прожила в приподнятом настроении. Позже снова наступили сероватые будни. Настроения задают чувственный тонус организации, который значительно сказывается на работе. Если он высок, то вдохновляет служащих исполнять функции на высшем уровне вероятного и даже за рамками собственных прямых обязательств. Согласитесь, при иных равных критериях тут появляется конкурентноспособное преимущество организации. Но это если чувственный тонус организации высок — ее настроение на подъеме. А если нет, и все напротив? И ресурсов довольно, и идеологемы презентабельны, и установки даны, и кодекс выстроен, и нормы полностью позитивны, а жизни — нет... Люди вялы, речи мерклы. Все делается на нижнем уровне выполнения. Тогда тем паче нужно осознать и поменять ситуацию, ибо такое настроение способно повредить оргкультуру, ослабить управление. Из нашей практики припоминается несколько случаев подобного рода. Компания длительно работала над изобретением, воодушевленная перспективой долгого первенства на рынке. Было потрачено много средств, времени, созрело столько надежд и личных планов. Каково же было потрясение этих людей, когда они узнали, что по ввозу в страну поступила новинка, превосходящая их достижение! Еще пример. Из очень удачной, неунывающей компании ушли сходу два ведущих спеца. Никто ранее и не подозревал, как много мыслях, связей, решений замыкалось на их. В один момент образовалась большая умственная дыра, и заполнить ее стремительно, казалось, не было сил. Но конкретно — казалось. По нашим наблюдениям, не плохое организационное настроение складывается из 2-ух составляющих: 1. делового оптимизма, т.е. убежденности коллектива в успехе планируемых действий, доверия к управлению и сотрудникам. Оптимизм в организации достигается через предложение вида ее хотимого грядущего ( vision), вдохновляющего служащих; очередными достижениями в бизнесе, прямо либо косвенно улучшающими положение персонала; личными свойствами фаворитов; 2. веселых событий, т. е. чувственного возбуждения, возникающего на коллективных мероприятиях (юбилеи компании, загородные пикники, деньки рождений, конкурсы на наилучших по профессии и т.п.), также при общественной оценке достижений работников, подразделений и т. д. Понятно, что настроение организации обычно связано с ее актуальным циклом: оно выше на шаге ее роста и ниже при старении. Связано оно и с положением в макроэкономике, с личным составом служащих, их сравнительной самооценкой собственного положения и перспектив. Но в особенности коллективное настроение находится в зависимости от свойства управления: это и слаженность работы, и четкость функций, и положительная мотивация. Бывают устойчивые, долгие состояния у организации с высочайшим чувственным тонусом. Есть конторы, принадлежностью к которым гордятся, куда повсевременно шлют свои резюме принципиальные мастера, где деловой оптимизм могут соединять с удовлетворенными событиями. Наверняка, можно гласить даже о сангвиническом характере таких организаций (как и о меланхолическом — других). Итак, зададимся вопросом: как сформировывать деловой оптимизм и создавать веселые действия? Вот удачный пример сочетания того и другого. Компания работает неплохо, устойчиво, лидирует на своем рынке. Но людей беспокоит будущее: у всех на памяти недавний случай грубого маркетингового просчета руководства, когда конкуренты завезли дешевые тайваньские аналоги их продукта, и дилеры один за одним стали на него переключаться. Эта «измена» клиентов руководителям казалась временной, недолгой, они сильно переоценили рыночные достоинства собственного ассортимента. Спохватились поздно, с большими потерями. В процессе оргдиагностики мы обнаружил тревогу сотрудников: думают ли «наверху» о будущем, далеко ли заглядывают вперед, не повторится ли просчет? Однако диагностическое интервью с генеральным директором (он же и основной совладелец компании) выявило, что он имеет довольно амбициозную, но реалистичную стратегию, выстроенную на 12 лет вперед и с учетом уроков прошлого. Мы доработали ее до необходимой степени детализации и убедили директора выступить с новой стратегией перед собранием основного состава работников. За две недели было объявлено о грядущем собрании на тему стратеги . Возникло настроение заинтересованного ожидания, пошли разговоры и слухи. На собрание все явились, изрядно разогретые любопытством. Доклад главы компании был хорошо оформлен, структурирован, генеральный директор начал с истории, затем увел участников на 12 лет вперед, нарисовал будущее состояние. А затем вернулся в современность, начав от нее стадирование к этому состоянию. Получилось грандиозно, основательно и даже несколько сентиментально. Словом — впечатляюще. Потом вопросы — ответы. Пора заканчивать? Но представьте: тут в зал входят три сотрудницы с подносами, на которых бокалы с шампанским. Аплодисменты, смех, шутки, приветствия, тосты, все смешались в возбужденную толпу, шумят... Долго не расходятся. Волна делового оптимизма, поднятая содержанием доклада, стала волнующим и памятным событием в жизни каждого. Дело было в пятницу вечером. За выходные о случившемся узнали домашние, друзья. Сами рассказы стали воспоминаниями о событии, продолжением его. Оно продлилось в личной среде. Хорошо, когда важные события насыщаются яркими впечатлениями. Чувства одухотворяют рассудок, развивая его в разум. А во вторник генеральный объявил: через две недели 20 человек выезжают за город на два дня разрабатывать предложенную стратегию по подразделениям и задачам. Это сразу отозвалось эхом: значит, все будет всерьез. Более того, есть возможность и необходимость включиться, проявиться, повлиять. На выезде трудились напряженно и с желанием. Завершилась работа шашлыком на природе. Так выглядит пример соединения делового оптимизма с радостными переживаниями. Польза для фирмы бесспорна. И ничего манипулятивного, все всем открыто. Руководство прямо обратилось к интеллекту и эмоциям сотрудников. И если на службе находится место удовольствиям, то и жизнь здоровее. Какова же последовательность действий? 1. Намечено содержание события, точнее говоря, решено это содержание превратить в событие, обогатить его соответствующим настроением. Положительные эмоции, как витамины, укрепляют здоровье организации, активизируют в ней необходимые процессы, повышают ее жизнеспособность. Поразительно, как не видят этих возможностей руководители. Привыкшие считать и учитывать выгоду, иные из них не воспринимают ничего, что количественно не выражается. Какие же виды организационного настроения существуют? - паника: при кризисе, разрушении компании из-за ошибок руководства, внезапных резких ухудшениях в среде, когда работники стремятся как можно скорее покинуть организацию; Нетрудно заметить, что среди этих восьми видов организационных настроений устойчивыми являются только равнодушие и уверенность, остальные же — кратковременны, хотя уныние, тревожность и подъем могут длиться относительно долго, пусть даже при большой сменяемости персонала. Руководители чаще, конечно, стремятся к достижению в своих организациях состояния « уверенность». Но если организационное настроение близко к унынию, то изменить его можно через достижение надежды, и, даже минуя на какое-то время уверенность, выйти на подъем, а то и на энтузиазм. А уже потом войти в желаемое настроение « уверенность». Найдите свою организацию на этой «шкале настроений». Пусть то же самое сделают другие руководители подразделений, сотрудники. Сопоставьте их оценки. И если на «шкале оргнастроений» вы отметили первые четыре пункта, вам надо поработать над источниками делового оптимизма и радостных событий. В случае же появления второй четверки стоит задуматься: как «заземлить» на ту же «уверенность» любое из других настроений организации. Чувства обычно бывают сильнее разума. Именно в их тонких пластах залегают некоторые синергики организации. Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 228 | | |
Всего комментариев: 0 | |