Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
Запоминать могут все, но для того, чтоб отлично запоминать, необходимо знать о неких законах памяти. Одно только познание этих законов, еще без освоения особых приемов действенного запоминания, существенно сделает лучше ваши результаты. Освоив эти принципы, вы можете запоминать всякую нужную для вас информацию самым действенным конкретно вам методом. Что все-таки лежит в базе хоть какого действенного запоминания?
Законы памяти и техники действенного запоминания
Запоминать могут все, но для того, чтоб отлично запоминать, необходимо знать о неких законах памяти. Уже одно познание законов, еще без освоения особых приемов действенного запоминания, существенно сделает лучше ваши результаты. И что важно — вы можете избежать многих ошибок в отношениях со собственной памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению и нехорошим результатам.
Несоблюдение простых законов памяти значительно усложняет процесс запоминания. Есть то, что наша память любит и что помогает ей работать, и то, что она не любит, что вынуждает ее работать «на износ». Это познание упрощает работу по усвоению какой-нибудь инфы даже без внедрения особых техник запоминания.
1. Закон ярчайших воспоминаний
Наша память сначала реагирует на калоритные воспоминания. То, что ярко, особенно, кое-чем выделяется, запоминается само по себе, без особенных усилий со стороны человека. Убедиться в этом вы сможете, попытавшись вспомнить какие-нибудь деньки прошедших лет. Что вы вспомнили? Вероятнее всего — какие-то празднички, деньки рождения, достойные внимания утехи, поездки. Эти действия вспоминаются просто, без усилии, невзирая на то что могли происходить довольно издавна. Калоритные действия вспомнить легче, чем обыденные, пусть даже происходили они совершенно не так давно. Либо же попытайтесь как-нибудь вечерком вспомнить людей, которых вы встречали на улице. Наверное для вас вспомнятся сначала те, кто кое-чем выделялся — одежкой, поведением и т. д.
На действии этого закона основаны и маркетинговые ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она остается у людей в памяти. Информацию, подлежащую запоминанию, необходимо предъявлять нашей памяти в очень комфортабельном для нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким макаром, чтоб она стала броской и необыкновенной, — в данном случае память (мозг) с большей вероятностью и с наименьшими усилиями усвоит ее. Конкретно на этом свойстве памяти основаны многие техники действенного запоминания. 2. Закон значимости инфы Замечали ли вы, что некую информацию вы помните невзирая ни на что, а другую забываете, невзирая на все усилия, которые вы прикладываете к ее запоминанию? Что все-таки может определять удачливость запоминания? Естественно, вид инфы, которая подлежит запоминанию. 1. К важной инфы относится все то, что связано с конкретным выживанием человека либо то, что связано с ублажение первичных актуальных потребностей. Это сведения, касающиеся питания, главных способностей, правил жизни в социальной среде и т.п. С запоминанием инфы этого вида у людей, обычно, не появляется заморочек. 2. Последующей по значимости является информация, связанная со собственной личностью: все, что имеет отношение к увлечениям человека, его привязанностям, актуальным ценностям, профессии, чувствам и эмоциям, самоутверждению, личному успеху. Этот вид инфы тоже не много подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает заморочек. Если вы, фанат футбола, поглядели матч, то его счет и имена забивших голы игроков вы запомните без всяких усилий, потому что данная информация относится к сфере ваших увлечений.Другой пример: вы с трудом запоминаете имена деятелей науки и культуры, с которыми встречаетесь в школьной программке, но если близкий и увлекательный для вас человек знакомит вас со своими родителями, их имена «отпечатываются» в вашей памяти без всяких усилий. 3. Еще одним видом инфы, менее весомым для выживания, считается общеобразовательная информация, либо информация «для кругозора». Без этой инфы человек может обходиться, жить и делать свои профессиональные обязанности. Именно с запоминанием этого вида информации мы в большинстве случаев и испытываем трудности. Большая часть учебной информации как раз и относится к этой третьей группе. Однако иногда она возможно окажется и во второй группе, что значительно повышает ее шансы быть накрепко усвоенной. Итак, прочность запоминания находится в зависимости от того, к информации какого вида относятся те факты, которые человек запоминает. Чтобы обеспечить лучшее усвоениенеобходимой вам информации, надо постаратьсяперед ее запоминанием обдумать, какуюположительную роль она сможет сыграть в вашей жизни.Попробуйте представить себе ситуацию, в какой вы, благодаря владению этими сведениями, извлекаете из них пользу, добиваетесь успеха в глазах окружающих и т. п. Если вы серьезно подумаете над этим, то велика вероятность, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена вами значительно лучше и быстрее без применения специальных усилий 3. Закон мотивации Если у человека есть сильная мотивация (другими словами причина или побуждающая сила, желание) к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всяких проблем, поскольку информация, к запоминанию которой существует сильная мотивация, тоже на какое-то время попадает во вторую группу. Умение пользоваться законом мотивации заключается в создании дополнительной, пусть даже искусственной мотивации. Создать искусственную мотивацию значительно проще, чем искусственный интерес. Например, для многих хорошей мотивацией является спор или соперничество. Для других людей мощной мотивацией является ожидаемая награда — в конкурсе, соревновании, которые могут пройти спустя какое-то время. Что именно станет вам мощной мотивацией — находится в зависимости от вашей системы ценностей и желаний. В любом случае, для того, чтобы «замотивировать» себя, нужно попытаться установить взаимосвязь материала с будущей деятельностью. Психологи и педагоги давно заметили, что школьникам хуже всего даются те предметы, которые, по их мнению, никак не пригодятся им в жизни. 4. Закон деятельности Чем больше информация включена в деятельность человека, тем быстрее и прочнее она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется. Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться произвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно — находится в зависимости от вида информации). Другими словами, поработать с информацией. Таким макаром вы пусть искусственно, но включите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительно улучшит ее усвоение. 5. Закон настроек и установок На запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания. Когда человек приступает к запоминанию, он практически не обдумывает предстоящую работу. А между тем каждое запоминание требует своего подхода. От этого зависит не только лишь качество конечного результата, да и рациональное использование ресурсов мозга. - Предполагаемое время хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себе мысленную установку: помнить долго (а еще лучше — конкретно: полгода, 3 месяца, всю жизнь и т. п.). Этот закон подтверждают множество экспериментов. Например, если двум одинаковым по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группам дать для запоминания один и тот же материал, но одну из них предупредить, что вспоминать его придется через небольшой промежуток времени (до суток), а второй сказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение очень длительного времени, то результаты второй группы будут существенно лучше результатов первой. Другими словами материал будет усвоен прочнее. - Настройка на сложность материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смысл подготовиться.Настроиться на сложность материала можно с помощью его предварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3—5 секунд на страницу), подлежащего изучению. Во время предварительного просмотра мозг успевает собрать много важнейших характеристик информации, что оказывается крайне ценным при дальнейшей работе. - Настройка на содержание материала. Зная, о чем приблизительно речь пойдет, ваш мозг будет более рационально усваивать материал. Чтобы настроиться на сложность и содержание информации, просмотрите предварительно материал,который вам предстоит запомнить. - Настройка на условия, в каких будет происходить воспроизведение. Если вам предстоит использовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д., попробуйте представить, как вы излагаете этот материал. Вообразите лица и реакции слушателей; проверьте, сможете ли вы продолжить свой ответ, если вас всегда прерывают; сможете ли вы излагать его в быстром темпе; подумайте, будете ли вы выступать перед большой аудиторией или с глазу на глаз, и т. п. 6. Закон предшествующих знаний Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. Поэтому, знакомясь с материалом для запоминания, постарайтесь активизировать все знания, которые у вас уже имеются. Это необходимо для того, чтобы установить максимально большее количество связей с уже усвоенной информацией. На первом этапе вы можете помогать себе вопросами: как я могу это связать с тем, что уже мне известно? Как новая информация отражается на уже известной мне? (не противоречит ли? что-то разъясняет? подтверждает? где и как я буду ее использовать?) До того как приступать к освоению нового материала, необходимо вспомнить, какие знания по данной теме у вас уже имеются. Попытайтесь проанализировать и систематизировать их. Это оказывается полезным даже тогда, когда знаний по соответствующей теме у вас пока немного. 7. Закон взаимовлияния следов памяти Если сразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на первом. Это произойдет так как ваша память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработка информации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываются занятия «на ночь» — ведь после них вы ложитесь спать, и новая информация не поступает. Таким макаром вам удается снизить эффект ретроактивного торможения. С другой стороны, на запоминание вновь поступающей информации влияют следы памяти, идущие от той информации, которая усваивалась непосредственно перед ней. Это явление называют проективным торможением. Именно из-за того, что предыдущей информации нет, советуют запоминать утром, как говорится, на свежую голову. Однако не всегда получается построить свою работу так, чтобы запоминать исключительно в оптимальное вам время. Поэтому старайтесь организовать свою работу так, чтобы запоминания не шли вереницей (другими словами были отделены во времени). Лучше после запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кроме этого каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация «уляжется». Во время перерыва вы должны исключить поступление любой новой информации, поэтому во время перерыва не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать — иначе ретроактивное торможение снизит эффективность вашей работы. Во время перерыва лучше насытить мозг кислородом: выглянуть в окно, выйти на улицу, выполнить несложные физические упражнения или отдохнуть и расслабиться. 8. Закон временного слоя Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится вроде бы в одной плоскости: впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах тех пор, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению. Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно сначала попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при всем этом сцеплены с утерянными во временном слое. Техники эффективного запоминания Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным вам способом. Что все-таки лежит в основелюбого эффективного запоминания? - Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. - Осознание. Зачем вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать. - Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию с помощью другой. - Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление. - Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать внутри себя навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать. Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 271 | | |
Всего комментариев: 0 | |