Узнаваемый макет, воспроизводящий «в точности» внешний облик Иерусалима времен Ирода Величавого и Xриста, установлен в иерусалимской гостинице «Святая земля». Слова «в точности» приходится, естественно, брать в кавычки... Все же покойный доктор Михаэль Ави-Йона и его жена, которым мысль «миниатюры» пришла в голову, учитывали при ее разработке все имеющиеся на сегодня материалы: сочинения Иосифа Флавия, Талмуд, Новый 3авет, также, естественно, археологические данные
Голгофа
«И, неся крест Собственный, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним 2-ух других, по ту и по другую сторону, а среди Иисуса», — гласит евангелист Иоанн (глава 19). Как ни удивительно, о экзекуции через распятие упоминают совершенно не многие древнейшие источники. Может быть, родоначальниками этого вида наказания были персы (на одной из надписей Дария I есть упоминание о том, что он распял повстанческих вождей). Воспользовались ей и карфагеняне, а позднее унаследовали римляне. Обычно, унизительной погибели предавали лиц низкого происхождения и непременно за городской чертой, чтобы не смущать люд, ведь один из источников утверждает, что «даже римляне жалели распятых». Во всяком случае, «распятие — самая беспощадная и страшная пытка», если веровать Марку Туллию Цицерону
Купальня Вифезда
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, именуемая по-еврейски Вифезда, при которой было 5 скрытых ходов. В их лежало величавое огромное количество нездоровых: слепых, колченогих, иссохших… Здесь был человек, находившийся в заболевания 30 восемь лет. Иисус, лицезрев его лежащего и узнав, что он лежит уже длительное время, гласит ему: хочешь ли быть здоров? Нездоровой отвечал Ему: так, Господи; … Иисус гласит ему: встань, возьми кровать твою и ходи. И он тотчас оздоровел, и взял постель свою и пошел» (Иоанн, глава V)
Дворец первосвященника
Иосиф Каифа, или Каиафа (прозвище, по иронии судьбы, происходит, очевидно, от арамейского слова «смирение») был первосвященником Иудейским и, следовательно, хозяином этого дворца с 18 по 37 годы нашей эры. Должность досталась ему, как говорят, в результате удачной женитьбы на дочери Анана или Анны, предыдущего главы израильского «клира», самой влиятельной фигуры среди саддукеев и, вообще, авторитетнейшего из представителей еврейского народа. Но, в конце концов, римский прокуратор Сирии, будущий император Вителлий «сместил первосвященника Иосифа Каиафу и назначил на его место Ионатана, сына бывшего первосвященника Анана» (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», Книга XVIII) за высокомерное обращение с простым народом. Дело было как раз на Пасху. Теперь на месте первосвященнического жилища стоит церковь Святого Петра и Петуха (точнее — Петушиного крика), напоминающая христианам о тройном отступничестве апостола в ночь ареста Иисуса. Ведь именно здесь будущий основоположник всех церквей на свете обретался т'
'огда, стараясь разузнать новости о схваченном Учителе
Крепость Антония
Пилат судил Иисуса, безуспешно пытаясь Его оправдать, а потом умыл руки в Претории, на той же площади, где находился этот архитектурный «столп» оккупационной власти над Иерусалимом — крепость Антония, выстроенная в 36 году до Рождества Христова Иродом Великим в честь его друга, известного всему миру возлюбленного Клеопатры. После распятия Иисуса здесь произошло еще несколько памятных событий. Например, «в народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши из-за смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость». После этого в крепости «тысяченачальник повелел… бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него» («его» — это Святого Павла, «Деяния апостолов», глава 21). Потом «цитадель язычества» под самыми стенами Святилища штурмовали восставшие иудеи. И наконец: «часть римского войска после семидневной работы разрушила фундамент Антонии