Главная » Статьи » Здоровый образ жизни |
В психологии сильно мало такового, о чем можно гласить с уверенностью. Кругом одни только догадки и догадки. Теорий личности существует огромное количество, теорий появления невроза тоже уйма, теорий и техник психотерапии еще более. Но все теории сходятся, как минимум, в одном базовом принципе.
Воспитание и христианская мораль учат нас хлопотать о других людях, почитать родителей, помогать слабеньким и противостоять деспотам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего населения земли. Нам говорят сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма, здорового либо невротического — без различия.
А психология утверждает оборотное — все, что бы ни делал человек, он делает ради собственного собственного блага. Нет в людской мотивации ничего другого, не считая беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия просто найти эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!
Но в этом эгоизме нет ничего отвратительного. Нечего стыдиться — такая сама людская природа, и биться с ней, означает, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные эталоны, какими мы привыкли их созидать, содержат внутри себя фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и поэтому нуждается в путах нравственности. Но так ли это по сути? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых кандалов, которые на него надевают в ранешном детстве?
Есть мировоззрение, что эгоизм разрушает общество, и потому должен быть искоренен. Но так ли это по сути? Цель прирожденного естественного эгоизма — выживание. И если публичный порядок будет беспристрастно более действенным методом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Животные, вон, живут сворами, а ведь у их нет никакой морали, их никто не учит, что нужно быть хорошими к ближнему собственному. Их эгоистичный инстинкт самосохранения докладывает им: свора — наилучший метод выживать, а означает нужно поддерживать интересы своры, как свои собственные. А человечий эгоизм не глупее звериного… Противоборство меж эгоизмом и публичной моралью появляется по чистому недоразумению. Что молвят священные тексты всех религий о деяниях собственных святых? — Что они отдавали себя истинному служению, что они были чисты и великодушны в собственных побуждениях, что они хлопотали о собственных близких больше, чем о самих для себя. Но ведь в том-то и дело — это святые люди, лишенные обычного нам Эго и его «-изма». Как быть всем нам, кому до святости очень далековато?
Но его место сейчас занимает «божественный» эгоизм. Святые люди все так же следуют только собственной внутренней мотивации, собственной своей воле, и даже помогая другим, все они так же решают какую-то свою внутреннюю задачку. Разница в том, что сейчас их воля тождественна воле Бога, и поэтому со стороны их поведение кажется экстраординарным, внеличностным и внеэгоистичным. Университеты нравственного воспитания исходят из неверной посылки, что повторение моделей поведения святого человека есть путь к достижению святости. Это в наилучшем случае. В худшем — если воспитатели не заблуждаются на счет природы святости, означает, они желают перевоплотить мораль в кнут и пряник и использовать ее для угнетения особенности. Мораль гласит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Нас учат наступать на гортань своей песне ради того, чтоб быть зачисленными в ряды добротных и достойных людей. Нас учат стыдиться собственной своей природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся, ради непонятного счастья быть принятыми в обществе людей, удачно обманувших себя. В свое время Фрейд выпустил на свободу людскую сексуальность и тем освободил очень многих людей от большой силы внутреннего конфликта. Сексапильный инстинкт нереально выключить — его можно только подавить. Но сколько себя не околпачивай, сколько не замалчивай, инстинкт всегда отыщет для себя выход на поверхность — по-хорошему либо по-плохому. То же самое и с эгоизмом — сколько от него не прячься, никуда на скрыться, а чем больше ему сопротивляешься, тем паче томные последствия наступают. Мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению событий очень желаем созидать себя какими-то другими. Мы находим величавую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о собственных близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем деток, о детенышах тюленей, об экологии и о мире в мире. Но при всем этом отказываемся посмотреть правде в глаза — по сути мы заботимся только о самих для себя. И этот самообман никода не проходит безо всяких следов. Обернитесь вокруг — девять из 10 ваших знакомых мучаются от глубочайшего внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души. В раннем детстве им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, так как нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. Как можно получать радость от жизни, запрещая себе желать?
Здоровый эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, так как меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на самом деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и больше отдаляет себя от Бога. Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при всем этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет. Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только себе. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при всем этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины. Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить. Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко. Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что ничего, кроме собственных интересов у них в жизни нет. Но до того времени, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Направьте внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения. Возьмем пример. Два человека: здоровый и нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает себе, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен. А нездоровый неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при всем этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки». Нездоровый эгоист точно так же корыстен, как и здоровый, только при всем этом еще делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением. В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми. p. s. Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это только полдела. Если при всем этом не будет решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет сначала защищать эти два невротических полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации. Инф. ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 224 | | |
Всего комментариев: 0 | |